- Николай Иванович, на интернет-сайте Российского союза товаропроизводителей размещены социально-экономические паспорта малых и средних городов под общим обозначением "Гордость и боль России". В отношении гордости понятно - многие из малых городов являются символами истории России. Например, калужский Малоярославец, смоленская Ельня, подмосковная Коломна и Можайск, Иван-город. В тяжкие годины испытаний эти и другие провинциальные города являли собой пример бескорыстного и самоотверженного служения Родине. А почему "боль России"?
- Вначале хочу выразить искреннюю благодарность редакции газеты "Труд" за инициативу - освещать систематически на ее страницах насущные проблемы социально-экономического развития наших малых и средних городов. Привлекая к этому внимание широкой общественности, мы объединенными усилиями будем способствовать разрешению проблем, масса которых имеет тенденцию достичь в недалеком будущем критической отметки: перейти ее - значит вызвать социальный взрыв.
Все отрицательные последствия реформ последнего десятилетия XX века в России "выпали в осадок" особенно в малых и средних городах нашей страны. Например, в Москве произошло весьма скорбное событие - практически перестал существовать завод "Москвич". Крупный промышленно-экономический мегаполис еще может относительно безболезненно перенести потерю такого крупного производства. Рабочие и специалисты завода "Москвич" постепенно сменили рабочие места, уйдя в сферу автомобильного сервиса, на другие промышленные предприятия и производства.
Но представьте себе, что закрытие крупного производства произошло в малом или среднем городе, где промышленные предприятия являются градообразующими. Куда пойти работникам, как обеспечить свои семьи? Практически - только в криминал или же податься на чужбину. Ведь выбор применения профессиональных умений и навыков в этих поселениях весьма ограничен. Сужены и возможности переквалификации. Отсюда и обострение социально-экономических проблем, безысходность, нищета, алкоголизм, наркомания, СПИД.
Все это приобретает характер общенационального бедствия. Вот вам и "боль России".
Еще более тяжелые последствия в случае непринятия должных мер ожидают малые и средние города при ускоренном присоединении России ко Всемирной торговой организации (ВТО).
Только за последние пять лет число промышленных предприятий в малых и средних городах России сократилось почти на 4 тысячи, или на треть, тогда как в стране в целом, вследствие разукрупнения, их число возросло на 70 процентов. Сокращение предприятий произошло в 411 из 860 обследованных городов. Все это соответствующим образом отразилось на занятости населения, которая после 1995 года сократилась в малых городах на 2 млн. человек и составила почти 60 процентов от общего числа экономически активного населения. Снижение занятости коснулось 689 городов, в 599 из них упала численность промышленного персонала. За последние пять лет уже 160 малых городских поселений потеряли свой статус, превратившись из городов в поселки и села. Фактически наметилось повторение ошибочной политики "неперспективных деревень" - только теперь уже по отношению к городским поселениям.
Вместе с тем в 929 малых и средних городах пока еще сосредоточен мощный промышленный и производственный потенциал. Там проживают 28,4 млн. человек, а с учетом поселков, в том числе городского типа - почти 40 млн. Эти города составляют основу народонаселения, выступают в роли форпостов государства, обеспечивая контроль обширной российской территории и единство административных связей в масштабах всей страны. Да и для обеспечения национальной безопасности страны они очень важны.
Российский союз товаропроизводителей убежден: основой роста производства должен стать реальный сектор экономики малых и средних городов России. Многие факторы указывают на то, что как раз здесь может начаться рост реального сектора экономики страны. В этих городах сосредоточены дешевая и избыточная рабочая сила, свободные производственные мощности, существует спрос на недорогую продукцию местного производства. В свою очередь, оживление производства в малых и средних городах позволит значительно снизить существующую здесь социальную напряженность.
Роль и значение малых и средних городов России в условиях взятого курса на экономическую саморегуляцию и общественное самоуправление будут только возрастать. Однако практическое воплощение данного утверждения обусловлено необходимостью обеспечения их экономической самодостаточности. Без решения этой ключевой задачи невозможно осуществлять местное самоуправление, выстраивать равноправные взаимоотношения с региональными и федеральными органами власти.
- А есть ли примеры обратного порядка? Можно ли продемонстрировать благотворное сочетание "производство - город - человек" хотя бы на одном из городов России?
- В качестве позитивного смело можно привести город Магнитогорск, где градообразующим предприятием является металлургический комбинат, директором которого является член правления Российского союза товаропроизводителей, президент Клуба лучших менеджеров России Виктор Филиппович Рашников. Комбинат является флагманом черной металлургии России. Успешные результаты его работы очевидны - это высокий уровень заработной платы и финансирование широкого спектра социальных программ, направленных на повышение защищенности работников.
В Магнитогорске более половины жителей города связаны с комбинатом. Налоговые поступления ММК в городской бюджет составляют более 80 процентов. Значительные средства направляются на развитие города и всех его сфер жизнедеятельности: инфраструктуры, здравоохранения, культуры, спорта и других. Ежегодно комбинат вкладывает в развитие социальной сферы около трети прибыли, а это больше 1 миллиарда рублей. Комбинат является единственным предприятием в Магнитогорске, сохранившим шефские связи со школами, профессиональными училищами и колледжами. Много средств вкладывается в развитие домов отдыха и спортивных баз, жилищное строительство.
Все это было бы немыслимым без успешного функционирования металлургического производства. Это лишний раз убеждает, что путь к решению социально-экономических проблем малых и средних городов России лежит через возрождение в них высокоэффективного, конкурентоспособного производства.
- Что же предлагает Российский союз товаропроизводителей для вывода малых и средних городов России из системного социально-экономического кризиса?
- Мы одобрительно относимся к идее разработки и принятия федеральной целевой программы "Возрождение и развитие экономики малых и средних городов России" и уже разработали проект ее концепции. Мы считаем, что характер поднятых в ней проблем претендует на придание программе статуса президентской.
Мы уверены в том, что проблемы малых и средних городов вышли за пределы местного или регионального уровня, выдвинулись в число первоочередных общенациональных политических проблем. Очевидно, что от их решения во многом зависит состояние отношений в российском обществе. Тут нужны согласованные действия общественности, всех ветвей и уровней власти. С этой целью предлагаем создать при президенте России или при Государственном совете России Национальный совет по проблемам развития малых и средних городов России.
Мы обращаемся к региональным органам власти с рекомендациями сделать предметом всестороннего общественного обсуждения положение дел в расположенных на их территории малых и средних городах.
Требуется существенным образом изменить законодательство, регулирующее отношения властной вертикали: федерация - регионы - местное самоуправление. Далее не могут быть терпимыми как муниципальная самостийность, так и экономическая зависимость малых городов от региональных и федеральных органов власти и управления.
Мы настоятельно рекомендуем правительству РФ, не дожидаясь принятия федеральной целевой программы "Возрождение и развитие экономики малых и средних городов России", принять меры по оздоровлению социально-экономической ситуации в малых и средних городах.
Собственно, все предложения и рекомендации мы вынесем на обсуждение форума и, я надеюсь, что читатели газеты "Труд" вскоре познакомятся с ними.