"ФАЛУНЬГУН": СГОРЕВШИЕ ЗАЖИВО

Более двух лет назад объявленная вне закона организация культового толка "Фалуньгун" расценивается в Китае как угроза стабильности общества и стоит в одном ряду с такими социальными пороками, как коррупция, наркомания и уголовная преступность.

"Зрелище не для слабонервных" - так отозвались мои знакомые китайцы о выставке в Пекине, посвященной "Фалуньгун". Реклама заинтриговала - оставалось добраться до расположенного на западе столицы Военного музея революции, где развернулась экспозиция, и влиться в многолюдный поток посетителей.
Необычный характер выставки проявился уже возле касс: билеты выдавались бесплатно, но по предъявлении удостоверения личности. Маршрут в залы пролегал через кабинку с металлодетектором - как пояснил охранник, на тот случай, если сюда попытается проникнуть кто-либо из подосланных сектой провокаторов.
На серии цветных фотографий крупным планом запечатлена сцена попытки самосожжения семи последователей секты на площади Тяньаньмэнь год назад. На стенде установлен и видеомонитор, в кадре которого одна из участниц этого жуткого действа рассказывает о том, как замышлялся и приводился в исполнение план группового самоубийства. Все семеро намеревались "вознестись на небо и обрести вечную жизнь".
Жертва слепого поклонения культовому учению "Да Фа" (эклектической смеси из элементов буддизма и даосизма) - спаливший себя живьем 26-летний Тань Ихуэй из провинции Хунань. По злой иронии судьбы он сжег себя в Пекине на Ваньшоулу, что в переводе с китайского означает "улица долголетия".
Впрочем, самосожжение, как выясняется по ходу осмотра выставки, - далеко не единственный способ прощания с жизнью ради достижения "бессмертия" или "избавления от пороков". Повесился 36-летний приверженец секты У Цюньсянь из провинции Гуандун, легла под поезд 27-летняя Ван Яцзин из провинции Хэбэй, утопилась в реке 24-летняя Кан Цайе из города Гуанчжоу. Выпрыгнули из окон многоэтажек 24-летняя Дун Чжи в городе Тяньцзинь и 18-летняя Чэнь Ин в городе Цзямусы, а 42-летний Гао Сычэн бросился с 4-го этажа в обнимку с 4-летним сыном (малыш, к счастью, чудом остался жив).
Перехожу к следующему стенду, на фотоснимки которого нельзя смотреть без содрогания. В попытке самоубийства 54-летний Ма Цзяньминь из провинции Шаньдун устроил себе японское харакири - вспорол ножницами живот. Ян Хайчэн из автономного района Внутренняя Монголия не только самолично отсек палец левой руки, но и заморил себя голодом, превратившись в подобие мумии. Вознамерившись стать святым, Пу Хуцзюнь из провинции Хунань сначала забил молотком жену, а потом покончил с собой. Услышав "повеление свыше", Ду Чуаньсюн с острова Хайнань рассек ударом лопаты лицо соседки, а Чжу Чанцзю из провинции Хэбэй размозжил головы своих престарелых родителей.
Еще одна экспозиция рассказывала о деятельности секты по расширению своего влияния не только в Китае, но и по всему миру. Вот фотоснимки почти трехлетней давности - в апреле 1999 года около десяти тысяч сторонников секты устроили демонстрацию возле партийно-государственной резиденции "Чжуннаньхай" в Пекине. Через три месяца после того события "Фалуньгун" был объявлен вне закона, а прокуратурой выдан ордер на арест духовного наставника движения - Ли Хунчжи, за год до этого перебравшегося в США. На одном из стендов изображена схема организационно-иерархической структуры секты, ведущей, как не устает утверждать официальный Пекин, подрывную деятельность против властей КНР и наносящей огромный ущерб здоровью и жизни людей. Число жертв секты, покончивших самоубийством или отказавшихся от лечения, превысило, по официальным данным, 1660 человек.
Жутковатую своими откровенными фотоснимками выставку продолжает зал, где рассказывается о бессмысленных случаях массовых убийств и самоубийств членов американских сект "Сыны Давидовы" и "Народный храм", а также японской "Аум Синрике". А венчает экспозицию знакомство с усилиями властей по противодействию "Фалуньгун". Консультацию по любому интересующему вопросу, касающемуся псевдорелигиозных и культовых учений, здесь дают специалисты - юристы и медики. Желающих снабжают пропагандистской литературой, причем все необходимые данные можно получить здесь же, с мониторов установленных у выхода семи компьютеров.
"Сегодня Китай переживает период стремительной модернизации, становления полнокровного рынка, - разъяснил мне суть вопроса психолог Ван Фань, дежуривший у стойки с пропагандистской литературой. - Неудивительно, что перемены в сознании многих людей не поспевают за темпами реформ, и адаптация к жизни в новых условиях протекает для них крайне болезненно. Эта наиболее уязвимая в социально-психологическом плане часть населения - основной объект духовной агрессии "Фалуньгуна", спекулирующего на объективных трудностях переходного периода".