При этом ни Североатлантический блок, ни Организация Объединенных наций ничего не смогли противопоставить российскому внешнеполитическому курсу
Четверг, 24 марта, оказался датой сразу двух важных международных событий: экстренного саммита НАТО в Брюсселе и голосования Генеральной ассамблеи ООН по гуманитарной ситуации на Украине. Вокруг каждого из них было сломано много копий, но реальный результат в обоих случаях оказался существенно меньше того, на что рассчитывали враги России.
Перед началом саммита Североатлантического альянса сообщалось, что Польша выступит на нем с предложением отправить крупные силы НАТО в качестве «миротворцев» в западные регионы Украины. По неофициальным данным, численность контингента должна была составить 10 тысяч человек. Они должны были создать гуманитарные коридоры (которые в реальности, по мнению целого ряда обозревателей, оказались бы каналами поставок оружия и наемников киевскому режиму). Переданные этим силам средства ПВО должны были обеспечить «бесполетную зону» над Западной Украиной, то есть сбивать российские боевые самолеты в этом регионе.
О готовности выделить солдат для этой операции сообщили Дания и Литва. Однако США и Германия заранее сообщили, что не поддержат этот план.
Россия же дала понять, что видит в устремлениях Варшавы попытки оккупировать часть Украины, и намерена реагировать на них предельно жестко. «Это будет то самое прямое столкновение российских и натовских вооруженных сил, которого все не то что хотели избежать, а говорили, что никогда его не должно состояться в принципе», - предупредил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров 23 марта, на встрече со студентами и преподавателями МГИМО.
В первый же день саммита НАТО генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг подтвердил, что интервенции не будет. «НАТО – не часть конфликта, но предоставляет поддержку Украине. НАТО не отправит войска на Украину. Надо понимать, что важно поддерживать Украину, но также важно предотвратить войну между РФ и НАТО. Поэтому мы четко сказали, что не пошлем войска на Украину», - заявил глава организации.
Сегодня же участники саммита постановили, что в рамках ответа на действия России увеличат с четырех до восьми число многонациональных боевых групп, дислоцированных в Европе. Четыре дополнительные группы будут размещены в Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии.
«На земле у нас будет значительно больше войск в восточной части альянса, они будут в более высокой готовности, мы развернем больше техники и создадим склады снаряжения. В воздухе мы развернем больше самолетов и усилим нашу интегрированную противовоздушную и противоракетную оборону. На море у нас будут развернуты ударные авианосные группы, подводные лодки и боевые корабли на постоянной основе. Мы также усилим нашу кибероборону и активизируем учения», - пообещал Столтенберг.
Также члены альянса договорились увеличить процент от ВВП, который направляется на оборонные нужды (в настоящее время это 2%). При этом размер повышения пока не согласован. Его величина должна быть установлена на июньском саммите в Мадриде.
Параллельно союзники договорились призвать Китай отказаться от «любого вмешательства в ситуацию с Россией, не оказывать военной помощи, не проводить кампаний по дезинформации», но при этом способствовать «умиротворению России». Наконец, НАТО призвало Белоруссию «отказаться от роли сообщника России».
В довершение всего члены саммита решили продлить срок полномочий Йенса Столтенберга еще на год. Ранее было решено, что глава НАТО уйдет с текущей должности в сентябре текущего года – ради того, чтобы возглавить Центробанк Норвегии.
В стенах ООН также не произошло никаких неприятных для России событий. Сначала Совет безопасности ожидаемо провалил российскую резолюцию по гуманитарной ситуации на Украине. Из 15 членов Совбеза за принятие документа проголосовали только Россия и Китай, «против» не высказался никто, а остальные представленные в структуре государства – «воздержались». Обозреватели отметили важность того факта, что Пекин в данном случае недвусмысленно показал, чью сторону он занимает в текущем конфликте.
Позже Генеральная ассамблея ООН приняла подготовленную Францией и Мексикой резолюцию по ситуации на Украине, которая возлагает на Россию ответственность за гуманитарный кризис. Резолюция была поддержана 140 странами, 38 воздержались, пять – Белоруссия, Эритрея, КНДР, Россия и Сирия – проголосовали против.
В результате дипломатический «тяни-толкай» окончился безрезультатно. Резолюции Генассамблеи не имеют обязательной силы и носят рекомендательный и даже декларативный характер; решение же Совбеза – обязательное к исполнению – так и не было принято.