Гаев «погорел» на турникетах?

Против экс-главы столичного метрополитена возбуждено уголовное дело. За превышение служебных полномочий Дмитрию Гаеву грозит до 4 лет лишения свободы

Неприятности продолжают преследовать бывшего руководителя московского метро Дмитрия Гаева. По данным «Интерфакса», следственный комитет при МВД России возбудил против экс-чиновника дело, по статье 201 УК РФ — злоупотребление служебными полномочиями. В том случае, если вина Гаева будет доказана следствием, по закону, ему может грозить наказание до 4 лет лишения свободы.

По данным следствия, Гаев якобы «смошенничал», при получении патента на изобретение автоматизированной системы оплаты проезда, ссылается информагентство на слова официального представителя СК МВД Ирины Дудукиной. По ее словам, ущерб, нанесенный Гаевым, составил 112 миллионов рублей. «Освоить» столь большую сумму главе метрополитена удалось по не очень сложной схеме. 16 января 1998 года Гаев отправил за счет государственных средств, заявку на получение патента за изобретение автоматизированной системы оплаты проезда. Позднее, когда патент был им получен, глава подземки пришел к выводу, что добру пропадать негоже, и заключил с ГУП «Московский метрополитен» лицензионный договор на использование этой системы. За столь ценное, и необыкновенное изобретение, он изначально получил 12 миллионов рублей, и затем по 10 миллионов ежегодно.

Впрочем, пока все эти данные следствием не доказаны, поэтому, говорить о том, что Гаев — преступник, пока преждевременно. Впрочем, «черная полоса» у экс — чиновника началась еще в декабре прошлого года, непосредственно после увольнения столичного градоначальника Юрия Лужкова. Напомним, что еще в декабре прошлого года официальный представитель генеральной прокуратуры России Марина Гриднева сообщила, что ее ведомством выявлены нарушения со стороны руководства метро. Гриднева предложила новому московскому градоначальнику Сергею Собянину уволить Гаева, что им и было сделано 7 февраля 2011 года. Его место занял Иван Беседин, с которым был заключен трудовой контракт на 5 лет.

Несмотря на смену руководителя, кардинальных изменений в работе столичного метрополитена пока не видно. Цены за проезд остались на «гаевском» уровне, комфортнее или удобнее поезда также не стали, в час-пик на переходах перед эскалаторами продолжают возникать пробки. Хотя, обвинить новое руководство подземки в некомпетентности также нельзя — изменить что-либо менее чем за 2 месяца просто невозможно. Так или иначе, у Следственного комитета к бывшему руководителю метро есть, и, по всей видимости, ответить на них ему придется. Как передает «Интерфакс» слова Марины Гридневой, «вопреки интересам унитарного предприятия и используя свое служебное положение, он создал систему личного обогащения за счет возглавляемой им организации». То есть, имеется в виду, что Гаев, желая обогатиться за счет бюджета и налогоплательщиков, проигнорировал требования федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Сегодняшние обвинения — не единственная претензия к Гаеву со стороны новых московских властей, и следственных органов. В ноябре прошлого года Сергей Собянин инициировал проверку столичного метрополитена Счетной палатой. «Чтобы не было скучно работать, предлагаю вместе с департаментом транспорта и Счетной палатой провести проверку работы метрополитена», — предложил тогда новый московский градоначальник. Счетная палата не стала торопиться со столь важным заданием: ее результаты были обнародованы все в том же феврале. Как выяснило ведомство Сергея Степашина, в период с 2008 по 2010 год в московском метрополитене выявлены финансовые нарушения на сумму 3,3 миллиарда рублей, передает newsru.com. Причины столь чудовищной растраты заключались в нескольких факторах. Так, к примеру, было выявлено завышение по зарплате в два раза — на 25 миллионов рублей при ремонте путей, незаконная реклама на территории подземки, и многое, многое другое. Одной из основных претензий к Гаеву было то, что доходность основного городского транспорта повышалась не из — за повышения эффективности, а лишь из — за повышения тарифов. Тарифы в метро, необходимо отметить, действительно сильно завышены.

Более того, по версии некоторых СМИ, Гаев  якобы давал «погреть руки» и членам своей семьи. По неподтвержденной информации, на которую ссылается "Интерфакс", его сын Владимир возглавляет ООО «Ситроник смарт технологии», которое производит проездные билеты для московского метрополитена.

Эти данные были оперативно опровергнуты компанией сына Гаева. Совершенно также была опровергнута и информация дочери экс-чиновника Анастасии, что она, якобы, имеет эксклюзивные права на продажу сувениров с символикой столичного метро.

Все обвинения Дмитрий Гаев отрицает, настаивая на том, что все обязанности главы столичного метрополитена им выполнялись честно и качественно. У Следственного комитета и счетной палаты на этот счет совершенно иное мнение, кардинально отличающееся от мнения Гаева. Впрочем, установить его вину может только суд.

Наше досье

Дмитрий Гаев, экс-глава столичного метрополитена

Дмитрий Гаев родился 21 октября 1951 года в Москве

В 1973 году окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, в 1986 году Московский институт управления, а также высшую партийную школу в 1989

На работу в столичный метрополитен Гаев пришел в 1990 году, на должность первого заместителя начальника метрополитена

Эту должность он занимал вплоть до 22 июля 1995 года, когда был назначен и.о. начальника московского метро

Пост главы подземки он занял в декабре 1995 года, и проработал на этом посту вплоть до увольнения в текущем году

Награжден медалями и орденами, в том числе «За заслуги перед Отечеством» III степени (2008) и IV степени (2001)