Наш эксперт – врач-психиатр, кандидат медицинских наук Инна Пархоменко.
Подростковый возраст – одно из самых сложных испытаний в жизни хотя бы потому, что это – первая большая трудность, с которой приходится сталкиваться неопытным юнцам. В это время у молодых людей меняется внешность, идет активный рост, происходит бурная гормональная перестройка, формируется сексуальное влечение, возникает настойчивая необходимость определиться с выбором жизненного пути. Любое из этих обстоятельств в состоянии поколебать психологическое равновесие и привести к неврозу.
Чтобы помочь ребенку с наименьшими потерями пережить трудный возраст, родители должны в этот период быть к нему крайне внимательны, уважительны, снисходительны и терпеливы. Неврозы относятся к обратимым состояниям, поэтому, если не отмахиваться от проблемы, а вовремя придти на помощь, неприятных последствий в будущем можно будет избежать. А если болезнь не лечить более пяти лет, то потом что-то исправить будет очень трудно. В этом случае, как говорят психиатры, больному уготовано «невротическое развитие личности». Поэтому при неврозе родительская любовь – лучшее лекарство. Только не надо путать любовь с гиперопекой – одним из факторов риска для развития этого заболевания. Кстати, о других факторах. Вот они:
● Ошибки в воспитании, которые служат источником психотравмирующих ситуаций. Педагогических огрехов много: чрезмерная опека, завышенные требования к ребенку, излишняя родительская жесткость и авторитарность, игнорирование психологических особенностей и интересов ребенка…
● Нервные и физические перегрузки, отсутствие режима.
● Неблагоприятная психологическая обстановка в семье и школе.
● Особенности личности ребенка (совокупность характера, темперамента, типа высшей нервной деятельности…).
● Биологические причины (церебрально-органическая недостаточность как следствие родовой травмы или черепно-мозговых травм, а также частые инфекционные заболевания, перенесенные в детстве, слабое здоровье в целом).
Интересно | |
---|---|
В последнее время получил распространение такой вид лечения, как библиотерапия (лечение чтением): врач подбирает пациенту произведение, герой которого страдает тем же неврозом, что и сам больной. В конце книги персонаж своими силами справляется с болезнью, тем самым вдохновляя читателя и подавая ему нужный пример. |
Термин «невроз» появился во второй половине XVIII в. Его впервые употребил шотландский врач У. Келлен в 1776 г. Под этим словом подразумевались разные состояния, но вот уже более полутора веков, как закрепилась единая точка зрения: невроз – это психогенное заболевание, не сопровождающееся органическими повреждениями мозга. Это состояние пограничное между нормой и патологией, поэтому очень важно его отличать от психоза.
На заметку | |
---|---|
Психоз | Невроз |
Начинается незаметно |
Имеет четкое начало (как правило, ему предшествует психическая травма или длительный хронический стресс). |
Проявляется психическими нарушениями | Проявляется не психическими, а в основном вегетативными, соматическими и аффективными нарушениями. |
Больной не осознает наличия у него болезни | Больной сильно переживает из-за своей проблемы, сохраняет критическое отношение к действительности. |
Приводит к изменению личности больного | Личность больного остается прежней. |
Трудно поддается излечению | Если не запускать, это обратимое состояние. |
Лекарства при коррекции неврозов играют лишь вспомогательную роль. Их чаще назначают при неврастении, реже при неврозе навязчивых состояний и почти никогда – при истерии. А главный метод лечения – психотерапия, цель которой – отыскать и нейтрализовать имеющийся у больного внутренний конфликт. Это достигается разными путями: беседами, в ходе которых обесцениваются недостижимые цели и находятся новые, реальные перспективы. Широко используется групповая и индивидуальная психотерапия, арт- и музыкотерапия. Довольно широко применяют аутогенную тренировку. Врач подбирает словесные формулы, а затем больной уже самостоятельно повторяет их про себя в течение 15–20 минут каждый день.
Кстати | |
---|---|
Средний возраст начала невроза составляет 6 лет: у мальчиков – 5; у девочек – 6,5 лет. Иногда невротизация формируется и раньше – у 2–3‑летних малышей. А подростковые неврозы, как правило, всего лишь следствие проблем, тянущихся из раннего детства. Период «пубертатного кризиса» не дает резкого скачка этих заболеваний, просто в этом возрасте невротические симптомы «заменяются» нарушениями поведения. То есть глубинные переживания и скрытые проблемы выходят наружу и становятся очевидными не только для самого невротика, но и для окружающих. Поэтому так важно беречь психику ребенка с малых лет. |
Также для невротика важен щадящий режим труда и отдыха, достаточный сон, чередование физических и умственных занятий. Однако если при неврастении покой и уединение – это лекарства, то при неврозе навязчивых состояний безделье и одиночество могут лишь навредить. Таких больных нужно приобщать к активной групповой деятельности и, в частности, к спорту. Но начинать надо не с игровых видов спорта, где подразумевается момент состязательности и взаимодействия с другими людьми, а с общеукрепляющих занятий: бега, прыжков, гимнастики, катания на лыжах, велосипеде.
Лучше, если лечение неврозов у подростков осуществляется амбулаторно, не мешая им продолжать учиться или работать. Но едва ли не самое важное – наладить ситуацию в семье, сделав все для того, чтобы подросток был уверен, что его уважают, любят и ценят, с его мнением считаются.
Литературные портреты невротиков | |||
---|---|---|---|
Тип невроза | Персонаж | Признаки физические | Признаки психические |
Неврастения | Раскольников | Частые головные боли (особенно по утрам), панические атаки, потливость, скачки давления, сердечно-сосудистые нарушения. Нередко негативная реакция на разные раздражители: шум, яркий свет, резкий запах, прикосновения. Нарушения сна. | Повышенная раздражительность (гиперстения) или, наоборот, состояние крайней слабости (астения). Частые смены настроения, чувство тревоги, слезливость, снижение памяти, концентрации внимания, а соответственно, и успеваемости. |
Невроз навязчивых состояний |
Башмачкин из гоголевской «Шинели» |
Проблемы со стороны ЖКТ: боли в животе, длительные расстройства стула (запоры или диарея), нарушения аппетита, вплоть до анорексии. | Повышенная тревожность, мнительность. |
Истерия | Хлестаков | Симптомы – самые разные. Недуг протекает так, как больные сами себе представляют (недаром истерию зовут «великой симулянткой»). Тем не менее болезнь эта – не мнимая. | Стремление к демонстративности истерических проявлений. |