АРТИСТАМ ПОДСКАЗКИ НЕ НУЖНЫ

На вопрос, есть ли суфлеры в вашем театре, корреспонденты "Труда" услышали десятки отрицательных ответов. Нам удалось найти суфлеров в двух главных театрах столицы - Большом и Малом - и узнать у них о том, почему профессиональных подсказчиков становится все меньше и меньше.

АКТРИСА ЗА СЦЕНОЙ
Лариса Венедиктовна Андреева не просто суфлер Малого театра. Она ни много ни мало заслуженная артистка России. 35 лет играла главные роли в провинциальном театре, одна из последних ее героинь - Екатерина II.
Пять лет назад она оказалась в Москве и поняла, что об актерской карьере можно забыть. Возраст уже не тот, да и труппы московских театров и без того переполнены. Случайно нашелся знакомый из Малого театра, который пригласил Ларису поговорить с директором. Тот предложил Ларисе работу суфлера, и она не задумываясь согласилась. И вот уже пять лет как работает в суфлерской группе. Поскольку Лариса Венедиктовна бывшая актриса, она всегда интуитивно чувствует, когда актеру необходима помощь. "Ему даже не нужно искать меня глазами". Самое приятное в ее работе - когда актеры подходят и говорят спасибо.
ШЕПТУН 6-ГО РАЗРЯДА
Как оказалось, у суфлеров тоже есть разряды, как у токарей, слесарей и т.п. Зависят они от опыта работы. От разряда зависит и заработная плата. Подсказки до зрителей не долетают, потому что между сценой с "суфлеркой" и зрительным залом есть звуковой барьер.
По словам Ларисы Венедиктовны, чтобы быть хорошим суфлером, нужны три составляющие. Во-первых, хорошая дикция: прошептать так, чтобы тебя не только поняли, но и услышали на другом конце сцены, не сможет тот, у кого каша во рту. Во-вторых, грамотность: суфлер обязан не только подсказать, но и поправить актера на репетиции, если тот неверно произнесет слово или поставит ударение. В-третьих, терпение: бывает, что актер забывает одну и ту же реплику несколько раз. И нужно спокойно и терпеливо каждый раз ее повторять, чтобы лучше запомнить.
НЕ ПЬЮТ И ПОМНЯТ
Однако слышать от актеров слова благодарности приходится все реже и реже. Как выяснилось, современные актеры гораздо дисциплинированнее своих предшественников и просто меньше пьют. Следовательно, лучше работает голова и не подводит память. А еще актеры XXI века предпочитают надеяться только на себя и не рассчитывают на помощь со стороны. Так надежнее: доверять свою профессиональную судьбу чужому человеку для нынешних Качаловых непозволительный риск.
ДИРИЖЕР ЗА КУЛИСАМИ
Представьте себе: большая сцена, спектакль "Риголетто". Великолепный оркестр, талантливые артисты. Их реплики, цепляясь друг за друга, звучат величаво и одухотворенно. И вдруг один певец не вступает, за ним теряется другой, третий, четвертый... И всю пятнадцатиминутную сцену звучит одна музыка. Ни одного слова не спето. В зале недоумение, на сцене молчаливый хаос.
Такого не случилось бы, если бы вовремя сработал один человек, которого даже не видно из зрительного зала, - суфлер оперы.
Владимир Ильич Ярославцев, будучи стажером суфлерской группы Большого театра, не раз наблюдал подобные провалы. И уже 38 лет он помогает артистам не совершать постыдных ошибок во время спектакля. Когда видит, что солисту нужна помощь, шепчет из "суфлерки" или из-за кулис нужную реплику. "Специально учиться шептать нет необходимости. Когда нужно, у них ушки как следует работают. Все, что надо, услышат", - уверяет Владимир Ильич. Правда, когда солист находится на другом конце сцены от суфлера, услышать подсказку могут не только он и другие солисты, но и зрители. Но с этим уже ничего не поделаешь. Иногда и петь реплики за солиста приходится, если дело совсем плохо. "Порой пел так громко, что даже на улице слышно было!"
Удается помочь не всегда. "Все мы живые люди. Бывает, увлечешься действием, тут солист застопорился, а ты не понимаешь, с какого момента тебе вступать".
ВОСЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ УЧИЛСЯ МУЗЫКЕ
Владимир Ильич - редкость. Он суфлер поющий, с идеальным музыкальным образованием, что любит подчеркивать. Как сам выражается, "прошел весь Гнесинский комбинат". Учился музыке восемнадцать лет - с пятилетнего возраста. Музыкальную академию им. Гнесиных окончил по специальности "дирижер хора".
После института сокурсники предложили поучаствовать в конкурсе на должность суфлера оперы Большого театра. Это была настоящая мечта. "Все люди мечтают попасть в Большой театр", - убежден Владимир Ильич. И он попал. Прошел по конкурсу и был зачислен в стажерскую группу суфлеров, а через два года - в основной состав.
Сейчас Ярославцев - суфлер титулованный. "Три года назад дали "заслуженного работника культуры", сам Владимир Владимирович подписал". Свою работу Владимир Ильич любит беззаветно. Он знает: суфлер артистам необходим, и главная его обязанность - всегда быть рядом. "Артист меня видит поблизости и поэтому хорошо себя чувствует".
ЗАРПЛАТЫ СУФЛЕРОВ
2700 рублей
зарплата суфлера на испытательном сроке
5000 рублей
максимальная зарплата суфлеров в государственных театрах Москвы
РЕЗЮМЕ
Владимир Ярославцев
Родился 30 января 1947г. в Москве
Образование:Окончил Российскуюакадемию музыки имени Гнесиных, специальность - дирижер.
Стаж работы суфлером: 38 лет.
Лариса Андреева
Родилась 25 января 1949г. в Кургане
Образование: Окончила Иркутское театральное училище,специальность - актриса.
Стаж работы суфлером: 5 лет.
ГДЕ РАБОТАЮТ
Должность суфлера осталась в следующих театрах Москвы:
l Государственный академический Большой театр
l Государственный академический Малый театр
l МХТ им. Чехова
l МХАТ им. Горького
l Театр им. Вахтангова