ПОДОЗРЕВАЮТСЯ В СГОВОРЕ

Антимонопольная служба ищет доказательства ценового сговора на моторное топливо в "ЛУКОЙЛе" и "Сибнефти". В отношении этих компаний возбуждены дела в Омской области и Ставропольском крае. Однако доказать факт картельных договоренностей очень трудно, поскольку в России нет соответствующего внятного законодательства.

Между тем омское отделение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) обвинило "Сибнефть" в нарушении закона "О конкуренции", мотивируя тем, что в 2004 году холдинговое предприятие "Сибнефть-Омскнефтепродукт" поставляло на региональный рынок дизтопливо по цене, превышающей стоимость оптовых поставок в соседнем регионе - Новосибирской области. Практически те же претензии предъявляются Ставропольским управлением ФАС "дочке" "ЛУКОЙЛа" - "ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукту".
Если вину компаний удастся доказать, им грозит штраф в размере 2,5 миллиона долларов. Однако частные определения не решают проблему снижения цен на горюче-смазочные материалы и не стимулируют развитие конкурентных отношений. По словам главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, на внутреннем нефтяном рынке сохраняется жесткая монополизация. Рост розничных цен объясняется не высокими мировыми ценами на нефть, как принято считать, а диктатом компаний.
- Владения нефтяных компаний узнаешь по автозаправкам, - подчеркнул руководитель ФАС. - В одном регионе сплошные красные АЗС, в другом - зеленые и так далее. Надо уходить от этой порочной практики. Нельзя, чтобы какая-то группа захватила регион и диктовала свои условия. В законодательстве надо прописать, что ни одна компания не может контролировать более 50 процентов регионального топливного рынка, а в ближайшее время необходимо снизить эту планку до 30 процентов.
С мнением руководителя ФАС согласен министр транспорта Игорь Левитин. Выступая на проходящем в эти дни в Москве третьем Всероссийском энергетическом форуме "ТЭК России в XXI веке", он подчеркнул, что стоимость нефтепродуктов в России настолько необоснованно высока, что Минтранс сегодня обсуждает вопрос закупки топлива за рубежом. Например, из-за абсурдно высоких цен на авиатопливо и низкого качества авиационного керосина в России перестали заправляться самолеты зарубежных компаний.
- Наряду с проведением антимонопольных мероприятий в России пора создавать топливную биржу по типу Лондонской,- сказал министр.- Иначе проблема цены и качества на топливном рынке останется нерешенной.