ВОЗВРАЩЕНИЕ "ЗАПРЕТНОГО ГОРОДА"

Бронзовая фигура воина династии Восточная Чжоу (VIII-III века до нашей эры), нефритовая статуэтка дракона из усыпальницы императоров династии Юань (1271-1368 гг.) - после более чем ста лет пребывания на чужбине эти и другие произведения древнекитайского искусства постепенно возвращаются на историческую родину.

Нынешней осенью в Пекине, Шанхае и других крупных городах КНР то и дело проводятся аукционы, где с молотка идут уникальные предметы китайской старины. Продавцами обычно выступают американские, британские и другие западные коллекционеры, причем нередко китайского происхождения. Покупатели - сплошь и рядом музеи, компании и индивиды из самой Поднебесной, одержимые стремлением вернуть утраченные некогда сокровища.
Одна из древнейших и богатейших, а главное - не прерывавшихся в развитии цивилизаций, отсталый, слабый в военном и техническом отношении Китай начиная с первой "опиумной войны" (1840-1842 гг.) и на протяжении последовавшего столетия был жертвой унижения и разграбления со стороны империалистических держав. В 1860 году занявшие Пекин англо-французские войска опустошили и сожгли Юаньминьюань - живописную летнюю резиденцию цинских императоров, а на рубеже XIX-XX веков в китайскую столицу для подавления боксерского восстания вошли армейские части восьми государств, включая царскую Россию. То, что не успели или не захотели расхитить солдаты, вывозили за рубеж многочисленные экспедиции ученых и исследователей со всего мира, зачастившие в Китай в начале прошлого века. Разумеется, точная статистика "экспроприированной" таким образом китайской старины отсутствует, но достоверно известно, что более чем в двухстах музеях 47 стран мира выставляется порядка миллиона культурно-исторических экспонатов китайского происхождения. По утверждениям китайских ученых, значительная часть письменных памятников прошлого в виде древних буддийских книг из пещер в Дуньхуане (провинция Ганьсу) и руин легендарного города Хуэйшуй (на территории современного автономного района Внутренняя Монголия) были выве-зены в начале XX века в царскую Россию.
По словам директора неправительственного фонда возвращения утраченных культурных ценностей Чжан Юнняня, несмотря на подписание КНР соответствующих международных конвенций, реальные шансы на получение обратно вывезенных некогда национальных сокровищ близки к нулю. Да и наивно ожидать, что состоятельные музеи где-нибудь в США или Западной Европе вдруг проявят участие и безвозмездно вернут предметы, представляющие гордость их коллекций. Подобное милосердие настолько редко, что китайские историки и искусствоведы с теплотой вспоминают о событиях полувековой давности, когда в 1951 и 1954 годах Ленинградский университет, Ленинская библиотека и Академия наук СССР добровольно вернули нашим восточным соседям уникальнейшее собрание их 64 томов энциклопедии "Юнлэ", датированной еще XIV веком.
С тех пор наиболее эффективным и едва ли не единственным (если не учитывать эпизодические добровольные пожертвования от частных коллекционеров - опять же из числа "хуацяо" - зарубежных китайцев) каналом возвращения в Поднебесную похищенных в смутное время предметов антиквариата выступает их выкуп в ходе аукционов. По мере наращивания экономической мощи в Китае заметно возросло число состоятельных людей, готовых не моргнув глазом выложить сумму со многими нулями за тот или иной "сувенир" из прошлого. Не отстают от китайских нуворишей и государственные музеи, не обделенные вниманием со стороны властей, поощряющих благое дело. Так, на недавнем аукционе в Пекине столичный музейный комплекс "Дворец Гугун" ("Запретный город") приобрел за 22 млн. юаней (2,65 млн. долларов) произведения кисти древних каллиграфов, а три года назад крупная китайская промышленно-финансовая группа "Политекнолоджиз" заплатила 33 млн. гонконгских долларов (4,2 млн. долл. США) за возвращение в КНР бронзовых голов быка, обезьяны и тигра - трех животных лунного календарного цикла, украшавших фонтан в разрушенном до основания дворце "Юаньминьюань".
Невзирая на умопомрачительные порой стартовые цены, выставляемые на аукционы предметы китайской старины идут в буквальном смысле нарасхват - другого, более эффективного пути возвращения сокровищ на родину попросту нет. Однако многие граждане КНР, обуреваемые стремлением к справедливости, решительно возражают против покупки того, что и так должно принадлежать Китаю, требуя возвращения утраченной старины через суд. К тому же, настаивают они, для приобретения всех находящихся за рубежом китайских сокровищ попросту не хватит денег - гораздо разумнее потратить хотя бы малую толику этой астрономической суммы на поддержание "в чистоте и порядке" тех экспонатов, что хранятся в здешних музеях.
По сообщениям китайских СМИ, не так давно в ходе раскопок на территории одного из уездов в Центральном Китае был обнаружен глиняный сосуд с прекрасно сохранившимися медными монетами полуторатысячелетней давности. Однако поиск средств для продолжения работ и изучения старинных денег затянулся...