Ничего удивительного - за полгода демиховские вагоны настолько пришлись по нраву пассажирам и железнодорожникам, что их вполне можно сравнивать с лучшими образцами. Более того, тот же Путин заметил, что в Великобритании, к примеру, электрички даже уступают демиховским по некоторым параметрам. Машиностроителям, конечно, было лестно услышать такое. И все же большинство гостей, собравшихся в Демихове, понимали: на самом деле проблема с нашим пригородным сообщением еще далека от решения. И то, что такое количество занятых людей (во встрече участвовали и мэр Москвы Лужков, и губернаторы многих областей, и директора ведущих предприятий) нашли время для ее обсуждения, говорит о многом. У нас ведь не Британия, и всякий понимает, что электричка в России имеет особый социальный смысл: именно на электропоездах передвигается большинство населения страны. В одной Московской области ежедневно перевозится почти миллион человек. Это те самые люди, которые вынуждены привязывать к расписанию электричек не только рабочий график, но и личную жизнь. Любому политику понятно, что настроения в обществе во многом зависят от скромного электропоезда. Попробуй чуть повысь расценки на поезд, и сразу получишь бурю народного возмущения.
Недаром и.о. президента на своей мини-конференции, проведенной на пути в Москву прямо в вагоне демиховского электропоезда, так и сказал: "Мы не имеем права перекладывать решение проблем пригородных перевозок на плечи простого человека, в данном случае - пассажира..."
Конечно, не имеем. Но кто-то же должен компенсировать те огромные убытки, возникающие у железных дорог из-за низкой стоимости проезда, из-за хронической неоплаты билетов, превратившейся чуть ли не в национальное развлечение. А сколько у нас льготников, регулярно курсирующих на электропоездах! Не сосчитать.
Стоимость проезда составляет сегодня лишь 21 процент расходов железной дороги. Еще 25 процентов покрывается за счет субъектов Федерации (правда, не везде и не слишком регулярно). Оставшиеся 54 процента относятся к так называемым некомпесированным расходам,то есть ложатся на плечи железнодорожников. И речь идет лишь о стоимости эксплуатации. А как в нынешних условиях обновлять вагонный парк, вообще непонятно. При этом, заметьте, у нас есть железные дороги, где часть вагонов служит более 35 лет. В Санкт-Петербурге таких вагонов - 10 процентов, в Ростове - 17, а в Нижнем Новгороде - 31 процент!
Как выбраться из создавшегося положения? Об этом и говорили участники совещания в Демихове. Владимир Путин рассказал о нескольких путях выхода. Во-первых, надо создать механизм для снижения эксплуатационных затрат. К примеру, на Западе в дневные часы используются малосекционные составы. Надо навести порядок с многомиллионной армией льготников и поставить заслон на пути "зайцев". Второе направление - выстроить четкую систему взаимных обязательств и ответственности между железными дорогами и субъектами Федерации. Иными словами, нам нужен закон о компенсации убытков. И третье - необходимо провести техническую модернизацию пригородных перевозок на базе отечественного машиностроения. Все понимают, что время рижских вагонов закончилось и что развитие производства на таких заводах, как Демиховский, - это не только уход от импортной зависимости, но и новые рабочие места для российской глубинки.
О том, что пришла пора второй очереди модернизации Демиховского завода, говорил в своем выступлении министр путей сообщения Николай Аксененко. Расширять производство новых электричек планируется также в Новочеркасске, Нижнем Новгороде, Брянске, Тихвине. Программа обновления потребует гигантских затрат - порядка 6,1 миллиарда рублей. Но основную часть этой суммы и МПС, и производственники собираются изыскивать сами, за счет внутренних резервов. Поездка в Демихово показала главное - у нашей страны слишком много больных проблем, которые можно решать только сообща. Поэтому сегодня не время вспоминать о взаимных обидах и политических интригах. В конце концов все мы едем в одной электричке...