Проблема отмывания средств, полученных в результате нелегального бизнеса, давно беспокоит официальный Париж. Именно по инициативе Франции летом 1989 года в Париже на саммите "большой семерки" была принята декларация, объявляющая войну "грязным" деньгам, в первую очередь полученным за счет производства и реализации наркотиков. Тогда же была создана международная Группа финансовых действий, призванная координировать совместную борьбу в этом направлении.
Год спустя во Франции был принят соответствующий закон. Он обязал финансовые организации при возникновении каких-либо сомнений относительно характера тех или иных денежных операций информировать спецслужбу "Тракфин", созданную примерно в то же время при главном таможенном управлении. При министерстве внутренних дел существует центральный департамент по борьбе с крупными финансовыми преступлениями.
Усилена законодательная основа по борьбе с "грязными" деньгами. Раньше следственные органы должны были сначала доказать, что денежные средства получены в результате преступной деятельности и что подозреваемый знал о том, что они получены от операций с наркотиками. Однако чаще всего сомнительные суммы поступали во Францию, уже пройдя целый ряд трансформаций, и было крайне сложно подвести "наркоподкладку" под то или иное дело. Теперь достаточно продемонстрировать преступный источник тех или иных денежных средств, а также доказать, что подозреваемый об этом знал. Французский закон предусматривает за это тюремное заключение сроком пять лет и штраф в 2,5 миллиона франков. В случае отягощающих обстоятельств (рецидив, организованная преступная группировка) срок и штраф удваиваются.
Не все финансовые учреждения охотно идут на коренной пересмотр одного из главных постулатов банковского дела, которым всегда была тайна вкладов. За годы существования "Тракфин" получил несколько тысяч заявлений о подозрительных операциях, но лишь около ста было после передано в судебные органы. По мнению комиссара Рене Вака, который возглавляет управление МВД по борьбе с крупными финансовыми преступлениями, "недостаточно отслеживать финансовые цепочки, необходимо также прибегать к классическим методам полицейского расследования". Именно таким способом люди Вака, получив наводку от американских коллег, раскрутили во Франции сеть колумбийских наркопреступников "Маргарита", с помощью которой были отмыты многие десятки миллионов долларов.
Французские банки не ограничиваются информированием "Тракфина". Банк "Сосьете женераль" создал спецподразделение, банк БНП закрыл свое представительство в свободной зоне Панамского канала, где велика опасность быть втянутым в сомнительные финансовые сделки. Французские банки также с повышенной осторожностью относятся к вкладам выходцев из Ливана, Турции, Колумбии, Пакистана, а также из стран бывшего соцлагеря, включая Россию.
Как считают французские эксперты, в результате использования сложного механизма отмывания, когда средства прокручиваются сквозь практически никому не подконтрольные оффшорные зоны и страны, где к запаху денег не сильно принюхиваются, происхождение огромных сумм "грязных" денег установить практически невозможно. Французам из службы слежения за наркотиками доподлинно, к примеру, известно, что только выходцами из экс-СССР в недвижимость на Лазурном берегу вложено несколько миллиардов долларов, но доказать, что эти деньги "мафиозного" происхождения, они не могут.
Во французском МВД и в центральном таможенном управлении считают, что для успешной борьбы с отмыванием "грязных" денег нужны, во-первых, более тесная координация соответствующих служб заинтересованных стран, во-вторых, введение понятия "международная организованная преступность", которая должна сурово караться, в-третьих, создание небольших мобильных групп следователей и финансистов с широкими полномочиями.