НОВЫЙ БАНКРОТ КУЗБАССА

Решением Кемеровского областного арбитражного суда, на Новокузнецком алюминиевом заводе (НкАЗе)

Решением Кемеровского областного арбитражного суда, на Новокузнецком алюминиевом заводе (НкАЗе) сроком на 12 месяцев введено внешнее управление. Таким образом, региональную экономику можно "поздравить": полку банкротов прибыло. Инициаторами суровой акции в отношении рентабельного алюминиевого гиганта совместно с Кемеровской областной прокуратурой выступило ОАО "Кузбассэнерго". Алюминщики задолжали энергетикам 1,5 миллиарда рублей. Согласитесь только, что не логично выбивать долги методом банкротства, когда в соответствии с процедурой внешнего наблюдения долги кредиторам замораживаются. Тогда зачем банкротить НкАЗ?
Для того чтобы ответить на эту и некоторые другие загадки "дела о несостоятельности", вернемся к истории вопроса.
Итак, в самый разгар светлого праздника Крещения Господня, 19 января 2000 года арбитражный суд Кемеровской области по заявлению ОАО "Кузбассэнерго" возбудил в отношении ОАО "НкАЗ" дело о несостоятельности (банкротстве) и ввел процедуру наблюдения.
Через месяц, 17 февраля, этот же суд принял решение об отстранении металлургической инвестиционной компании (МИКОМ), управляющей организации алюминиевого завода, от руководства предприятием.
ДЛЯ СПРАВКИ: НкАЗ - стабильно развивающееся предприятие. По финансово-производственным показателям завод - один из лучших в отечественной алюминиевой отрасли и входит в десятку крупнейших производителей алюминия в мире. План производства продукции на 1999 год выполнен (273 545 тонн товарного алюминия). Предприятие не имеет задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами по обязательным платежам, более того, на текущий момент федеральный бюджет должен заводу более 200 миллионов рублей. За регулярное и добросовестное отчисление налогов НкАЗ был даже удостоен звания "Почетный налогоплательщик Кемеровской области". Заработная плата работников завода значительно превышает среднюю по региону. А уж по выполнению социальных программ вряд ли сыщется в Кузбассе предприятие, равное алюминщикам.
Все эти результаты были достигнуты в кризисных условиях российской экономики. При этом ситуация усугублялась, по мнению МИКОМа, безудержным и необоснованным взвинчиванием тарифов на электроэнергию.
В течение 4 лет между новокузнецкими алюминщиками и региональной энергетической комиссией Кемеровской области (РЭК) шел хозяйственный спор о неправомерности применения завышенных тарифов. Спор неоднократно рассматривался в арбитраже. При этом НкАЗ выступал в качестве истца. Поставщик энергии - "Кузбассэнерго" - самостоятельных требований не предъявлял и привлекался лишь в качестве "третьего лица".
Осенью прошлого года НкАЗу в суде удалось добиться удовлетворения требований по методике расчетов тарифов за электроэнергию. Однако учитывать выводы экспертной комиссии (назначенной, кстати, судом), по определению которой тарифы за рассматриваемый период были завышены в два раза, этот самый суд не стал.
Теперь, что касается собственно процедуры банкротства завода.
Как уже отмечалось, на момент введения процедуры наблюдения НкАЗ представлял собой платежеспособное предприятие, с годовым оборотом более 500 миллионов долларов США; фактически (если учитывать выводы экспертной комиссии) не имел задолженности перед энергетиками; являлся "Почетным налогоплательщиком", не имея долгов в бюджеты и во внебюджетные фонды, а наоборот, был солидным кредитором государства, в лице федерального бюджета.
Поняв, однако, что "каток банкротства" неуклонно надвигается, руководство завода пошло на попятный и даже согласилось выплатить энергетикам неподтвержденную задолженность в сумме 1 миллиард 400 миллионов рублей и таким образом прийти к мировому соглашению. Данное предложение суд оставил без внимания, равно как и готовность группы акционеров, владеющей контрольным пакетом НкАЗа, взять на себя обязательство направить на развитие завода не менее 30 миллионов долларов США и увеличить среднемесячную зарплату не менее чем на 60%. Управляющая заводом компания "откупалась" от недовольных кредиторов, что естественно, деньгами. Но инициаторам банкротства деньги оказались, как ни странно, не нужны.
С момента введения на заводе наблюдения до момента введения внешнего управления, то есть за месяц, временный наблюдающий, а теперь и управляющий, 26-летний Сергей Чернышев (ставленник "Сибирского алюминия"), умудрился накопить долгов на сумму около 50 миллионов долларов США перед некими фирмами, зарегистрированными в российских оффшорах. Разорвав договорные отношения со швейцарской фирмой "Бэйс металл трейдинг СА", которая на момент введения наблюдения была одним из основных кредиторов (сумма кредиторской задолженности НкАЗа перед "БМТ СА" составляла 13 миллионов долларов), новая управляющая команда не допустила иностранцев к участию в собрании кредиторов.
Результатом такого отношения к влиятельным партнерам - инвесторам стало то, что новая управляющая команда, во-первых, лишила ряд кредиторов законных прав, а во-вторых, как отмечалось в заявлении группы иностранных кредиторов, создала прецедент, когда "совладельцы крупнейшего предприятия алюминиевой отрасли изгоняются из страны путем незаконного манипулирования реестром кредиторов, подтасовкой финансовой документации, что неминуемо приведет к краху инвестиций для России и сделает и без того неблагополучный инвестиционный климат абсолютно не привлекательным для западных инвесторов..."
Кроме того, за месяц наблюдения "Сибирским алюминием" за алюминием новокузнецким из-за прекращения отгрузки готовой продукции, ограничения поступления сырья, приостановки реализации уже оплаченной партии продукции из портов Новороссийска и Санкт-Петербурга, НкАЗ понес серьезные убытки. Объем "зависшего" металла составил более 35 тысяч тонн на сумму свыше 52 миллионов долларов США, что почти вдвое превышает сумму, на которую претендует ОАО "Кузбассэнерго" - в качестве так называемой задолженности.
К слову, об энергетиках. Несколько дней назад на полдня были обесточены четыре цеха. Подобного не случалось за всю историю предприятия. Будь на улице чуть холодней, металл в котлах замерз бы, пошли необратимые технологические процессы - и все, прощай, завод! Даже сами нынешние управляющие НкАЗом говорят о "диверсии" энергетиков с содроганием.
А что федеральные власти? Наверняка новый российский президент одним из приоритетов в своей работе сделает наведение экономического порядка в стране. Не в этом ли причина столь очевидной спешки с банкротством Новокузнецкого алюминиевого завода?
Кстати за рассуждениями о "высоких" материях я чуть не забыла упомянуть о "самой малости" - рабочем человеке.
Если в кулуарах арбитражного суда близкие к "Сибирскому алюминию" "победители" излучали оптимизм, а близкие к МИКОМу "проигравшие" старались сохранять сдержанную строгость, то представитель трудового коллектива завода Александр Павленко, по моему наблюдению, с трудом скрывал подавленность. На арбитражной "сходке" он выглядел лишним. "Трудовой коллектив за мировое соглашение... Обстановка на предприятии тревожная... Рабочему человеку нужны стабильность, безопасность, зарплата...", - правильно говорил представитель от народа, но, похоже, сам не очень верил в реализацию своих слов.
Своим решением Кемеровский областной арбитражный суд, судя по всему, не поставил точку в этой истории. И акционеры, и кредиторы будут продолжать борьбу за пересмотр вердикта. Более того. Решение суда напрямую затрагивает и государственные интересы, поскольку 35 процентов акций НкАЗа принадлежат Российскому фонду федерального имущества и Сбербанку России. Поэтому, думается, и государство еще не сказало своего последнего слова.