Только в странах СНГ, по статистике, почти пять миллионов человек страдают от сахарного
Только в странах СНГ, по статистике, почти пять миллионов человек страдают от сахарного диабета. И все они находятся в постоянной зависимости от пяти хорошо зарекомендовавших себя препаратов, прежде всего от широко известного инсулина. Снижая временно содержание сахара в крови, лекарства имеют и серьезные побочные эффекты. Где же выход? Этот вопрос стал волновать профессора Тахира Махмудова, когда врачи поставили ему диагноз - сахарный диабет.
Когда-то за ходом защиты его докторской диссертации в одном из закрытых НИИ пристально следили из Кремля. Молодой узбекский ученый-химик попал в поле зрения Политбюро не случайно: среди его разработок были и такие, что сразу брались на вооружение в армии. А новый вид топлива для танков и бронетехники вообще не имел аналогов и выводил нас далеко вперед в этом направлении.
С развалом Союза многие работы Махмудова потеряли смысл. Но он уже вел параллельные исследования по созданию лекарств. Махмудов обнаружил, что препараты на основе аминокислот не дают вредных побочных результатов. Но как ее синтезировать? Верный путь подсказало тщательное изучение литературы. Вплотную к истине подошли в Японии и Корее, где очень высок процент заболеваемости сахарным диабетом. И в Ташкенте начались опыты с коконами тутового шелкопряда. Оказалось, что в их слюнных железах содержатся аминокислоты. Но когда, на каком этапе своего развития кокон может стать донором? Поиск привел к открытию, которое было запатентовано. Так родилось новое лекарство, получившее название "глипил".
В чем его отличительные особенности?
- Глипил отнюдь не панацея, - говорит автор лекарства. - А его отличие от других препаратов в том, что он обладает более быстрой всасываемостью и легкой переносимостью. Клинические испытания, которые проводились с 1993 года, показали его эффективность.
Если пересказать это понятным для недиабетиков языком, получается следующее. Особенностью диабета является раннее диагностирование и ... невозможность помочь. Врачи наблюдают за пациентом, но лечить начинают при более поздних стадиях развития болезни, то есть когда она по обычным меркам уже запущена. Парадокс, но диабет действительно не поддается раннему лечению. Так вот: глипил это недоразумение устраняет. Получается так, как обычно советуют врачи: ранний диагноз - вовремя начатое лечение - полное выздоровление. "При сахарном диабете это невозможно", - скажет скептик. Было нельзя, стало - можно. И это профессор Махмудов доказал на себе. Он не только полностью излечился от одолевавшего в последние годы недуга, но и, почувствовав себя достаточно хорошо, родил в 63 года ребенка. Сейчас семилетняя дочь семидесятилетнего папы пошла в школу. Здоровье у нее в норме, от сверстников ничем не отличается.
Практически здоровыми считают медики и большинство из тех 600 человек, которые согласились участвовать в испытаниях лекарства на себе. И, наверное, самое важное в том, что узбекистанские врачи стали прописывать новый препарат детям, поскольку никаких противопоказаний не обнаружено.
В прошедшем году, после окончательного утверждения нового лекарства, начато его производство на Ташкентском химфармзаводе. Уже поступают заказы из стран СНГ. А иностранцы из дальнего зарубежья вообще предложили ученому купить его патент, что называется, с потрохами за солидную сумму. Махмудов не согласился: не тот возраст, не тот менталитет. Ему гораздо важнее, чтобы приоритет сохранился за Узбекистаном, в котором он родился и достиг успехов. И где сегодня растет его маленькая дочка.