Тут возможны два варианта: ребенок взял чужое "просто так" или сознательно украл вещь.
Тут возможны два варианта: ребенок взял чужое "просто так" или сознательно украл вещь.
Рассмотрим первый случай. Строго говоря, это ваша вина: сын или дочь так и не уяснили границы дозволенного. Попробуйте разобрать ситуацию, рассуждая от обратного: "Предположим, твой друг (чужой человек, продавец в магазине) возьмет твою вещь просто так. Что ты почувствуешь?" Детям младшего и среднего возраста, пожалев себя, легко пожалеть и другого.
Второй случай - более сложный. Раз ребенок пошел на воровство сознательно, значит, у него, во-первых, нет четких нравственных ориентиров, а во-вторых, имеется чувство глубокой внутренней неудовлетворенности. Разбираться придется по каждой позиции, объясняя, что воровство не просто неприличный поступок, но еще и уголовно наказуемое деяние.
Теперь о наказании. Оно должно быть неминуемым. Речь не идет о порке или каком-нибудь лишении. Самое страшное для воришки - публичное раскаяние. Убедите ребенка попросить прощения и вернуть украденную вещь. Пусть он сделает это не один, а в вашем присутствии. Чувство стыда, которое при этом будет испытано, подействует гораздо эффективнее ремня и нотаций.
Помогите ребенку справиться с последствиями пережитого стресса. Скажите ему, что вы гордитесь его мужеством, потому что открыто признать себя виновным - поступок. А оставшись наедине с самим собой, хорошенько подумайте, что толкнуло ребенка на кражу. Может, ему не хватает вашего внимания, и он решил восполнить свою неудовлетворенность столь неординарным способом?