Одним росчерком пера правительство Москвы сделало особо охраняемые природные территории тоже особо охраняемыми. Но зелеными
Когда я впервые услышал эту новость, то не поверил. Не может быть, чтобы столичные власти были на такое способны. Увы: еще как способны! Одним росчерком пера, то есть постановлением правительства Москвы № 3160-ПП 146 московских особо охраняемых природных территорий (ООПТ) преобразованы в особо охраняемые зеленые территории (ООЗТ). В чем разница? Давайте разбираться.
Документ был утвержден 27 декабря 2024 года, явно с расчетом на то, чтобы не привлекать к нему внимания экологов и общественности. Но сейчас этот шаг стал настоящей сенсацией в экологической и правовой сфере, поскольку он не только выводит эти территории из-под охраны федерального законодательства, но и фактически открывает широкую дорогу для уничтожения зеленых зон столицы, неприкосновенного природного запаса крупнейшего мегаполиса России. Топор дровосека занесен над и без того скукожившимися «легкими» Москвы. А пример может оказаться заразительным...
За это москвичи должны поблагодарить еще и депутатов Мосгордумы, которые единогласно в конце прошлого года приняли закон города, формально открывший дорогу исполнительной власти к преобразованиям в сфере «экологии». Этим законом, как фиговым листком, мэрия прикрылась, идя на ликвидацию ООПТ. Последствия такого «одобрям-с» ощутят уже нынешние и последующие поколения горожан, которые столкнутся с ухудшением окружающей среды.
Мы не можем утверждать связь действий московской власти с законотворчеством Думы Ставропольского края. Но любопытно, что оттуда в августе прошлого года в Госдуму поступил законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и статью 59 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Он предполагал на федеральном уровне разрешить изменения границ особо охраняемых природных территорий и их ликвидацию. В сопроводительной записке говорилось: «В Ставропольском крае создано 108 ООПТ, в том числе 42 государственных природных заказника, 65 памятников природы и 1 охраняемая озелененная и лесная территория. Их общая площадь составляет 108,5 тысячи гектаров, или 1,6% площади Ставропольского края».
Слишком много зеленых зон, посчитали авторы законопроекта, к тому же это устаревшее наследие советского прошлого. А давайте все это застроим, как и остальные ООПТ по всей России, предложили авторы новеллы. В финансово-экономическом обосновании законопроекта сказано, что его принятие «не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета». Никакого убытка — только прибыль...
Характерно, что на законопроект был получен отрицательный отзыв правительства РФ, его забраковала Счетная палата РФ, указав на вред, который он способен нанести экологии. В итоге законопроект был с треском провален уже при первом же рассмотрении в Госдуме в начале декабря 2024 года. Федеральная власть однозначно проголосовала против каких-либо пертурбаций с ООПТ. Московские власти пошли в обход.
И теперь на бывших ООПТ можно строить дороги, линии электропередачи, дома и другие сооружения. Из-за чего они неизбежно будут деградировать. Да и сами границы зеленых территорий теперь зависят от воли и желания правительства Москвы. Захочется отрезать кусок — отрежут.
Вот что гласит п. 3.1 постановления мэрии Москвы: «Изменение границ особо охраняемых зеленых территорий, преобразованных из особо охраняемых природных территорий регионального значения города Москвы, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы при наличии согласования органов исполнительной власти города Москвы, за которыми закреплены полномочия по использованию и содержанию соответствующих особо охраняемых зеленых территорий, на основании результатов рассмотрения данного вопроса Градостроительно-земельной комиссией города Москвы». Примечательно, что частично функции управления ООЗТ переданы в департамент имущества города Москвы. Десятки уникальных природных и исторических памятников, ландшафтных заказников, переведены в разряд имущества города.
В приличном обществе столь судьбоносные решения принимаются после референдума или широкого обсуждения. У нас с некоторых пор общественное мнение в расчет не принимается — и вот вам очередное тому доказательство. Хотя потом нам скажут, что все делается по заявкам трудящихся, для блага народа. Как выясняется, постановление было принято даже без соответствующих законодательных процедур, запрещающих изменение статуса ООПТ и предусматривающих согласование таких шагов на федеральном уровне — в Минприроды.
В этом ведомстве сделали вид, что ничего не знали, и вяло сообщили, что «запросили у правительства Москвы предоставить соответствующие разъяснения». Хотя по-хорошему Минприроды должно было немедленно обратиться в Генпрокуратуру или в Конституционный суд. Ау, господин Краснов! Ведь, в соответствии с Федеральным законом об ООПТ, мэрия столицы была обязана предварительно получить соответствующее разрешение Минприроды. А для этого нужно было загодя предоставить целый пакет документов. А именно: проект решения органа госвласти субъекта РФ о внесении изменений в действующее положение об ООПТ либо об утверждении нового положения об ООПТ; пояснительную записку, обосновывающую необходимость такого изменения или принятия нового положения; выдержки из законодательства субъекта РФ, регламентирующие вопросы изменения режима особой охраны региональной ООПТ; копии писем территориального органа Федерального агентства по недропользованию в субъекте РФ и органа исполнительной власти субъекта РФ в области лесных отношений о согласовании указанных документов в случае, если планируемые изменения (установление нового) режима особой охраны ООПТ затрагивают интересы указанных госорганов. И наконец, материалы, обосновывающие необходимость и целесообразность указанных изменений. То есть должна быть экологическая экспертиза: как повлияет это решение на природные территории и жизнь всего города.
Изменение статуса природных объектов без должного экологического обоснования прямо запрещает и Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Не стоит забывать и о Конституции РФ, ст. 42 которой гарантирует каждому гражданину право на благоприятную окружающую среду. А ст. 9 Конституции утверждает, что земля, ее недра и другие природные ресурсы могут быть использованы только в интересах общества и с учетом охраны природы.
Опасность и в том, что дурному примеру московских чиновников могут последовать другие. И тогда многие города столкнутся с ликвидацией зеленых зон, застройкой и нарушением экологического баланса. И это при том, что уже сейчас в ряде городов-миллионников проблемы с качеством воздуха и окружающей среды. Так называемая политика урбанизации приводит к скоплению населения на небольших клочках суши и обезлюдению огромных пространств.
Какая же целесообразность заставляет столичное руководство принимать подобные «революционные» решения в обход закона? Перевод лесных ресурсов в денежные для определенного круга лиц? Конечно, тут мы услышим, что «городу надо развиваться» и все такое: Эти речи сплошь и рядом возникают всякий раз, когда кому-то очень хочется строить вверх и вширь, но мешают деревья, трава, птицы, а также люди, живущие рядом. Для защиты крупных зеленых зон и были созданы ООПТ, которые были защищены федеральным законом. Были...
Что дальше? Само понятие особо охраняемых зеленых территорий было изобретено мэрией Москвы в 2012 году, когда федеральная власть вдруг решила переехать подальше от центра столицы и резко расширила границы города. Переезд в итоге не состоялся, зато федеральные охранные леса, попавшие в Новую Москву, были успешно переведены мэрией в статус ООЗТ. Что стало с этими ООЗТ, можно увидеть сразу за МКАД, где за бетонно-кирпичными джунглями деревьев почти не видно. То же ждет и бывшие ООПТ, в одночасье переведенные московскими властями в статус ООЗТ. Их ожидают дальнейшие «преобразования» — сокращение площади, вырубка, «благоустройство» и застройка. «Особо охраняемые зеленые территории» этому не помешают: в федеральном законодательстве они не упоминаются, а значит, не охраняются. ООЗТ существуют исключительно по московским актам: сегодня есть, завтра нет.
В Москве и без того осталось не так много зеленых клочков. К каждому из них непременно прилеплены дома знати. Так у заказника «Воробьевы горы», так в заказнике «Серебряный Бор» и многих других. В последнее время поселившиеся там вступают в терки с новыми претендентами на жизнь «у парка и у воды». Так было, например, пару лет назад в заказнике «Пойма реки Сетунь», где за свое право «дышать свежим воздухом» боролись обитатели элитного жилого комплекса «Золотые ключи». В нем, кстати, был прописан экс-президент России, а ныне громогласный замглавы Совбеза Дмитрий Медведев.
А остальным остается довольствоваться видом на соседний дом и уповать на то, что глобальное потепление не заставит москвичей перебираться туда, где еще есть чем дышать.