Театр «Шалом» вернулся домой и представил вдохновляющую историю о взрослении
В Москве на Варшавском шоссе после 8-летнего ремонта открылся еврейский театр «Шалом». Этого события ждали многие, ведь за прошедший год, несмотря на «кочевой» образ жизни (спектакли шли на Симоновской сцене Театра им. Вахтангова и в Музее Высоцкого на Таганке), «Шалом» превратился в один из самых продуктивных театральных коллективов Москвы. В нем появилось пять премьер, две из которых – «Жирная Люба» Олега Липовецкого и «Исход» Петра Шерешевского – вошли в лонг-лист «Золотой маски». Постановки театра по версии разных изданий оказывались в топе лучших спектаклей 2022 года. Все это стало возможным благодаря приходу в «Шалом» в конце 2021-го нового руководителя Олега Липовецкого.
Теперь театр вернулся домой, и может похвастаться аж двумя сценами. На малой запланированы встречи актеров со зрителями, а большую переделали и дополнили новым оборудованием. И сыграли на ней в день открытия «Жирную Любу». Это моноспектакль Олега Липовецкого по его собственной книге о детстве и школьных годах «Жизнь номер один». Она автобиографична, героя зовут так же, как и автора, но фамилия у него другая – Любашевский. Постановка затрагивает очень важную тему взросления и преодоления детских страхов и комплексов. В жизни героя для них есть серьезный повод – его лишний вес. В детском саду он приводил лишь к забавным недоразумениям, вроде того, что мальчик во время игры в войнушку «застрял» в тесном проходе на чердак (ведь «толстым тоже хочется быть разведчиками»), и дворнику пришлось в прямом смысле выпиливать его оттуда. В школе из-за веса Олег пережил настоящую травлю. Первые 7 классов одноклассники дразнили его «жирной Любой», а один из них и вовсе оказался абьюзером. Про него герой говорит: «Я думал, самое страшное – узнать, что есть смерть, но оказывается, самым страшным было узнать что есть Дима Титоренко». После одного особенно сильного унижения Олег откажется ходить в школу, и родители отправят его в санаторий в Железноводске лечиться от ожирения. Там он наконец обретет преданных друзей, первую любовь и популярность в качестве музыканта подросткового ансамбля. Через полгода герой вернется в школу абсолютно другим человеком. И сумеет дать достойный отпор давнему обидчику, который, не в силах вынести вида похудевшего и возмужавшего Олега, попытается продолжить травлю Любашевского теперь уже из-за его национальности. История весьма вдохновляющая и довольно узнаваемая. Ведь практически у каждого из нас в детстве был свой Дима Титоренко – мальчик, а может девочка, самоутверждавшиеся за наш счет.
Спектакль рассказывает не только о взаимоотношениях со сверстниками, но и о семье главного героя. Например, о бабушке Риве, пережившей ужас Крыжопольского гетто. Его обитателей фашисты убивали перед приходом освободителей, и в расстрельной яме Рива потеряла троих детей, а сама выбралась из нее только потому, что упала в обморок еще перед выстрелами. В постановке звучат слова, хорошо знакомые всем, заставшим в живых ветеранов Великой Отечественной – «будь проклята война».
Свой моноспектакль Липовецкий проводит с недюжинным темпераментом. Кажется, он ни секунды не стоит на месте – играет с реквизитом, рисует на крошечной доске, меняет изображения-слайды на небольшом экране, включает магнитофон, обращается с вопросами к зрителям. Глядя на него, думаешь – как чудесно, став взрослым, так смело и иронично рассказывать о самых щекотливых ситуациях и злоключениях из своего детства.
Едва открывшись, «Шалом» запускает и программу «Гастроли», в рамках которой примет на своей сцене коллективы из разных уголков России. Уже в первых числах февраля его гостем станет театр «Поиск» из Лесосибирска, который покажет постановки Олега Липовецкого «Мертвые души 1» и «Мертвые души 2», ставшие номинантами «Золотой маски».
В дальнейших планах у «Шалома» – совместное проведение выставок вместе с Еврейским музеем и центром толерантности. И, конечно, работа над новыми премьерами. На март запланирован выпуск спектакля-концерта Липовецкого с рабочим названием «Шалом». Давид Салимзянов готовит постановку для детей по «Сотворению мира». А Мурат Абулкатимов – спектакль по пьесе Зухры Янниковой «Тахир и Зухра», вошедшей в шорт-лист конкурса современной драматургии «Кульминация».