Обещанное повышение пенсий для неработающих пенсионеров с 1 января с. г. обернулось форменной издевкой
Потому что тем, кто получал минимальную пенсию в размере прожиточного минимума, денег добавили только на бумаге. А некоторым «счастливчикам» начислили доплату в размере... одного рубля. Все это прямо нарушает указания президента и противоречит принятым поправкам в законы. Но в Пенсионном фонде лишь разводят руками и уверяют: все правильно.
На явную несправедливость в отношении самых малоимущих российских пенсионеров Владимир Путин обратил внимание еще в прошлогоднем Послании Федеральному собранию. «В этом году были проиндексированы пенсии в рамках пенсионной реформы, но если доход пенсионера превысил прожиточный минимум, то ему перестали выплачивать социальную доплату в прежнем размере или снизили ее. В результате прибавки к пенсии либо вообще нет, либо она оказалась гораздо меньше, чем человек ожидал, и многие люди с полным на то основанием чувствуют себя обманутыми», — высказался президент в январе 2019 года.
Тогда пенсии российским пенсионерам подняли на 7,05%. Но почувствовали прибавку только те пенсионеры, у кого выплаты превышают региональный прожиточный минимум, остальные же остались, с чем были. И президент потребовал срочно исправить ситуацию. Поправки в законы «О государственной социальной помощи» и «О прожиточном минимуме в РФ» были внесены 1 апреля 2019 года, но законодатели наделили их обратной силой — с тем чтобы пенсионеры, которые не почувствовали на себе повышение пенсий с 1 января, все-таки получили доплаты. В пояснениях к документам отмечалось, что теперь из подсчета суммы обеспечения пенсионера для расчета федеральной социальной доплаты будут исключать сумму индексаций...
И вот 1 января 2020 года пенсии неработающим российским пенсионерам вновь были проиндексированы, правда, поскромнее, чем в прошлом году, — на 6,6%. И вновь из регионов полетели вызывающие недоумение и возмущение сообщения.
Так, например, житель Курганской области в начале января в соцсети рассказал о том, что его 75-летней бабушке «проиндексировали» пенсию, добавив к прежней аж 1 рубль и 10 копеек. Возмущенный внук скрыл свои имя и фамилию, и сообщение сочли фейковым. Однако неделю спустя инвалид III группы из той же Курганской области уже от собственного имени рассказал, что в результате индексации его пенсия... снизилась.
До «повышения» мужчина получал пенсию ниже прожиточного минимума и федеральную доплату в размере 800 рублей. Когда пенсии повысили, прибавка составила около 200 рублей, но доплату при этом сократили на 400 рублей, так что общая сумма уменьшилась. Ну и как прикажете реагировать на такую «заботу»?
Житель Челябинской области решил адресовать свои претензии не к Пенсионному фонду, а к губернатору региона Алексею Текслеру. Он распространил в соцсетях открытое обращение, в котором говорил, что прибавка к пенсии в 1 (один) рубль и 2 (две) копейки — это «плевок в душу родителей». В качестве подтверждения он опубликовал расчетную ведомость, однако имя и фамилию обиженного пенсионера предпочел скрыть.
В сообществе «Патриот Нальчика» в «Инстаграме» появилось сообщение жительницы Кабардино-Балкарии о том, что ей уменьшили пенсию по инвалидности, а ее матери — пенсию по возрасту, причем утверждалось, что пенсии уменьшились чуть ли не наполовину. Пост набрал около полутора сотен комментариев, и многие жители республики также рассказали о недополученных от Пенсионного фонда деньгах. Так, один из пользователей соцсети утверждает, что из 9,2 тысячи рублей пенсии по потере кормильца получил только 2,2 тысячи рублей. Не верится? Но, судя по другим подобным сигналам, авторы обращений не клевещут.
Тем более на большую часть подобного рода претензий представители региональных управлений Пенсионного фонда уже дали официальные ответы — и они оказались довольно однообразными: сводятся к тому, что все выплаты были сделаны правильно, по закону. Так, например, челябинскому пенсионеру, получившему доплату в 1,1 рубля, напомнили, что все прибавки индивидуальны и зависят от размера получаемой пенсии. В его случае пенсия подросла на 495 рублей. А вот социальная доплата снизилась на 494 рубля. Никаких нарушений откорректированных в прошлом году законов «О государственной социальной помощи» и «О прожиточном минимуме в РФ» при этом в Фонде не разглядели...
В Курганской области представители ПФР также подтвердили, что прибавка в 1 рубль и даже отрицательная индексация вполне возможны и законны. Это аномальное явление чиновники объяснили опять же уменьшением социальной доплаты в ситуации, если до индексации пенсия недотягивала до прожиточного минимума. Но в этом случае на выплаты повлияло уменьшение самого прожиточного минимума — с 8750 рублей до 8428 рублей.
В Кабардино-Балкарии чиновники Пенсионного фонда указали еще и на то обстоятельство, что с 1 января социальная доплата до прожиточного минимума выплачивается пенсионерам не из федерального, а из региональных бюджетов. В регионе просто-напросто не успели подготовиться к изменениям и предусмотреть необходимые средства, но обещают в феврале выплатить все долги... Посмотрим.
Однако ни в одном случае не прозвучало объяснений тому, что при передаче социальных доплат с федерального на региональный уровень исчезла та самая поправка, на которой год назад настаивал президент: о том, что сумма доплаты не должна уменьшаться из-за индексации пенсии.
Вопросы возникают и насчет конфликта интересов, который возник при смене источника выплат. Дело в том, что размер прожиточного минимума, до которого должны дотягивать пенсии, определяется именно на региональном уровне. Проще говоря, решать, сколько нужно доплачивать пенсионерам, будут те же люди, которые и должны выполнять это обязательство.
Регионов-доноров, которые могут себе позволить увеличение этой статьи расходов, в России по-прежнему немного. Зато достаточно желающих сэкономить на стариках, как это и произошло в Курганской области. В данном случае местные власти не волнует, что прожиточный минимум определяет не то, сколько денег нужно человеку, чтобы спокойно жить, а то, сколько нужно, чтобы не умереть от голода и нехватки самых элементарных лекарств.
А в это время
После очередного Послания президента Федеральному собранию в число предложенных поправок к Конституции вошли и изменения, предлагающие внести в Основной закон страны гарантии «регулярной индексации» пенсий, но при этом ни размер этих индексаций, ни порядок расчетов, ни периодичность никак не определены. А значит, ситуация с нынешней унизительной для многих индексацией может повторяться?