Мишустин и золотая рыбка

Как новое правительство собирается бороться с бедностью

В российском Белом доме новые лица. Правительство сменилось почти наполовину, а экономический блок перемены затронули радикально, оставив в креслах лишь отраслевиков. Остается выяснить, как смена министров изменит нашу с вами жизнь.

Десять лет назад в телеинтервью Владимиру Познеру нынешний премьер Михаил Мишустин отвечал, какие три чудесных желания он высказал бы золотой рыбке. Под номером два значилось: «Чтобы не было бедных». Сегодня он сам получил немалую власть и может «махнуть хвостом». Например, поддержать давнее предложение обнулить подоходный налог (НДФЛ) с заработков до 1,5 МРОТ — и доходы самых низкооплачиваемых россиян сразу вырастут на 13%, а число «официальных бедных» упадет почти вдвое — миллионов на 8-10.

Но Мишустин на инициативу депутатов Госдумы ответил однозначно: «Я против!» Один из главных аргументов: это подкосит бюджеты российских территорий, куда поступают все 100% НДФЛ. Для главы правительства, отвечающего за финансовое здоровье огромной страны, аргумент очень весомый, но... Деньги для покрытия такой недостачи (300 млрд рублей в расчете на год) в казне есть. Ушедшее в отставку правительство Дмитрия Медведева не успело потратить 1,12 трлн, сказано в отчете Минфина о предварительных итогах исполнения федерального бюджета. Теперь по закону все непотраченные бюджетные деньги должны в целости и сохранности вернуться в казну, где им начнут искать новое применение.

Вопрос: почему бы за их счет не вывести из бедности каждого 15-го россиянина, включая грудных младенцев? На три-четыре года сэкономленного триллиона хватит. А тем временем можно поискать другие источники финансирования — например, повышение налогов на богатых. Эксперты подсчитали, что 10% самых богатых россиян ежегодно получают совокупный доход около 700 млрд долларов. При ставке НДФЛ для этой категории наших сограждан на европейском уровне в 35% казна получала бы дополнительно 154 млрд долларов, или около 9,7 трлн рублей. А сегодня все доходы казны от НДФЛ по всей стране втрое меньше — примерно 3,2-3,5 трлн.

Заманчиво? Но выслушаем мнение Мишустина, высказанное им в 2016 году, в пору работы главой Федеральной налоговой службы: «Придется население разделить на несколько групп. Люди начнут прятать доходы, чтобы попасть в другую группу. Огромное число олигархов быстро окажутся среди людей с маленьким доходом, потому что они свои деньги спрячут, переведут на компании. В результате такой реформы я истрачу на администрирование больше денег, чем соберу. А еще это будет удар по государству — потому что налоги собирает не ФНС, а государство, которое не хочет и не должно ссориться с налогоплательщиками».

Согласитесь, в этих аргументах есть своя правда: государству не следует воевать с народом, пусть даже его небольшой частью. Да и польза неочевидна. Во Франции «левый» президент Франсуа Олланд попробовал ввести абсолютно популистский налог в 75% на заработки свыше 1 млн евро в год. И спровоцировал отъезд из страны бизнесменов, не говоря уж про артиста Депардье. В итоге денег собрали чуть-чуть, грабительский налог забраковал Конституционный совет, а самого Олланда на следующих выборах французы просто прокатили...

А Мишустин совсем не популист. Сегодня ему уже предлагали списать ипотечные долги россиян на 40 млрд рублей. На что премьер ответил: «Я против! Банки разорятся, а там — ваши деньги». Новый глава правительства уже планирует «технократический» подход к борьбе с бедностью. Ибо Россия ежегодно тратит на социальные выплаты около 3% ВВП (около 2,5 трлн) — больше, чем другие страны с переходной экономикой. По числу льгот Россия и вовсе мировой лидер, отмечали эксперты Всемирного банка. Да что толку? По расчету депутата Дмитрия Сватковского, сумма, которую государство тратит на социальную защиту, с 2000-го увеличилась в 4,5 раза, а бедность снизилась только в 2,6 раза. Почему?

В стране действует сотня различных пособий и выплат для нуждающихся. Многие льготы мизерные. Например, «губернаторское пособие» размером 500 рублей в квартал — нищим в электричках подают больше! Но если все «социальные деньги» реально поделить на всех нуждающихся, в стране не останется ни одного «официального бедняка»: кроме зарплаты, стипендии, пенсии каждому достанется еще по прожиточному минимуму ежемесячно (!). Однако при нынешней системе распределения из каждого рубля помощи до бедных доходит лишь 25 копеек. Большинство льгот и пособий рассыпаются по стране методом ручного посева из лукошка. Попытки регионов теми или иными способами определять действительно нуждающихся дают мизерные результаты: лишь в 8% применения таких программ удалось увеличить социальную помощь на 15% и более, остальное тонет, как в болоте.

Новый премьер выступает за адресность социальной помощи. И начинать реформу в этой сфере Михаил Мишустин предлагает с перехода на заявительный принцип — вместо ныне существующего, когда льготы распределяются «автоматически». А еще глава Кабинета предлагает выделять помощь не отдельным гражданам, а домохозяйствам — как в большинстве цивилизованных стран. «Фактически можно рассчитать федеральную формулу бедности, затем рассчитать ее для каждого региона, а затем помощь довести до конечного потребителя через социальные контракты», — говорит премьер. Сложно? Но не для цифровой экономики. Учтем, что у Мишустина уже есть опыт создания подобной по сложности схемы в налоговом хозяйстве страны — значит, можно верить в реальность предложений.

«Помочь провести реформу сможет законопроект о едином реестре населения (принят Госдумой в первом чтении), — сказал премьер. — С помощью реестра можно сформировать семью и ее доходы». И добавил: «Считаю, что сможем выполнить эту работу за два года». Поверим?

Но это лишь половина задачи, которую предстоит решить новому Кабинету. Вторая половина не легче: прибавить раньше, чем делить. Как мы знаем, правительству Медведева президент поручал обеспечить в 2021 году темпы роста ВВП России выше мировых — 3,1%. Теперь это становится программой Кабинета Михаила Мишустина. А ведь по итогам 2019-го прирост ВВП России составил примерно 1,3%. Откуда возьмется столь резкое увеличение темпов?

В новом кабинете есть специалист по этой проблеме — министр экономического развития Максим Решетников. Выходец из правительства Москвы, где был министром — руководителем департамента экономической политики и развития города. Занимался прогнозированием социально-экономического развития столицы на средне- и долгосрочную перспективу. Создал инвестиционную стратегию Москвы до 2025 года. Результат: за четыре года в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ столица переместилась с 10-го на 2-е место. После чего министра тоже переместили — в Пермский край поднимать экономику родной земли (он пермяк). Теперь его вернули в Москву в качестве федерального министра. Не в лучшее время для российской экономики.

Нынешний год федеральная власть объявила годом предпринимательства. А, по данным Реестра малого и среднего предпринимательства на 10 октября 2019 года, общее количество субъектов малого предпринимательства сократилось на 2% в годовом выражении. При этом число малых организаций (юрлиц) сокращается куда заметнее — на 15,3% в годовом выражении. Причина известна: на шее бизнеса сжимается налоговая удавка. Как говорил Шариков про бродячих котов, «уж мы их душили, душили!».

Минэкономразвития еще при прежнем министре объявило об индексации коэффициентов-дефляторов, в результате чего выплаты по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД), патентной системе налогообложения (ПСН) и торговому сбору вырастут на 4,9%. Сумма обязательных взносов индивидуальных предпринимателей (ИП) в Пенсионный фонд и ФОМС тоже увеличивается: отчисления в Пенсионный фонд — на 10,5%, а в ФОМС — на 22,4%.

Применять специальные налоговые режимы становится все сложнее, с будущего года отменяется ЕНВД. Зато растет применение налога на самозанятых. В стране продолжается переход к расчету имущественных налогов по кадастровой стоимости: ежегодно уточняются и дополняются перечни объектов, которые подлежат обложению имущественными налогами по новой системе. Происходит и переоценка ранее проведенной кадастровой оценки, чаще всего в сторону ее повышения. Неудивительно, что задания нацпроектов по росту малого бизнеса проваливаются из года в год.

Известный экономист Игорь Николаев из компании «ФБК» говорит: «У нас и так-то налоговая нагрузка была достаточно высокой, к тому же в 2019 году повысили ставку НДС — с 18 до 20%. Теперь предлагают зафиксировать налоговые условия на шесть лет вперед. Но если мы хотим увеличить темпы роста экономики, то надо не повышать налоги и фиксировать налоговые условия, а снижать налоги и фиксировать такое положение. Вот это было бы правильно».

P.S. Президент в недавнем послании Федеральному собранию назвал ряд мер, призванных стимулировать рост инвестиций: завершение реформы контрольно-надзорной деятельности, либерализация норм уголовного законодательства в части так называемых экономических составов; направление средств Фонда национального благосостояния на реализацию окупаемых проектов, которые снимают инфраструктурные ограничения для территорий; «длинные» деньги от Банка России. И это правильные меры. Но учтем, что за последние пять лет стагнации экономики и падения личных доходов народ всерьез разуверился в самих возможностях перемен к лучшему. А потому начало нового этапа реформ хорошо бы отметить чем-то заметным и радостным. Может быть, все-таки обнулением НДФЛ для самых бедных?..