В день рождения великого композитора был смертельно ранен автор «Моцарта и Сальери», и эту трагедию впервые поставили в петербургском Большом театре
260 лет назад в австрийском городе Зальцбурге родился Вольфганг Амадей Моцарт. Литературовед Элеонора ЛЕБЕДЕВА напоминает, что день его рождения — 27 января 1756 года — символично перекликается с пушкинской датой: в такой же январский день, но 1837-го, получил смертельное ранение великий русский поэт, автор «Моцарта и Сальери». И еще одно совпадение: 27 января 1832 года эту трагедию впервые поставили в петербургском Большом театре.
«Пушкин задумал произведение в Михайловском в 1825 году, — рассказывает Лебедева, — и завершил работу в знаменитую болдинскую осень 1830-го. Первоначально назвал его «Зависть». «Как рано зависти привлек я взор кровавый и злобной клеветы невидимый кинжал», — писал о себе 18-летний поэт. Пушкинисты спорят, кто они — завистники юного Пушкина. Хотя какого же гения не сопровождает зависть?»
О конгениальности Пушкина и Моцарта писали не раз, но логика жизненного пути того и другого в интерпретации Элеоноры Лебедевой поражает сходством. Блистательное начало и горестный конец. Десяток сомнительных диагнозов смертельной болезни Моцарта и столько же подозреваемых авторов пасквиля, спровоцировавшего гибель Пушкина. Оба избрали рискованный путь свободных художников, воспринимали самих себя как независимых и гордых профессионалов, владеющих своим ремеслом. Моцарт: «Я люблю, чтоб ария подходила певцу с точностью хорошо сработанного платья». Пушкин: «На свою конченую поэму я смотрю, как сапожник смотрит на пару сапог». Моцарту «черный» (вернее, «серый») человек заказывает Реквием. Пушкину «белый» человек предсказан гадалкой А.Ф. Кирхгоф.
Когда в 1825 году европейские газеты сообщили о смерти композитора Антонио Сальери, который пережил Моцарта на 34 года и перед смертью, мучимый угрызениями совести, признался в отравлении «бога музыки», Пушкин усмотрел здесь трагедию зависти.
В наши дни именем Сальери названы театры, улицы, музеи, ему ставят памятники и устраивают фестивали в его честь. Он при жизни 40 лет был «первым композитором Австрийского двора», богатым и успешным. У Моцарта же умопомрачительные творческие успехи были обратно пропорциональны житейским и финансовым. И похоронили-то его по третьему разряду в общей могиле для бедняков. Провожающие просто дошли до ограды кладбища святого Марка — якобы из-за снежной бури. Уже в ХХ веке американский музыковед Николаус Слонимский сделал запрос Венской метеорологической службе — оказалось, никакого ветра и снега в тот день не было!
Элеонора Лебедева рассказывает о печальной процессии: «За гробом якобы шли несколько музыкантов, в том числе Сальери, и какой-то нищий. Об этом нищем невольно думаешь, читая рассказ певицы Венской оперы Алоизии Ланге, первой любви Моцарта: «Моцарт ненавидел холеных хлыщей от музыки, но если какой-нибудь нищий музыкант, понимающий искусство, заходил к нему, то он охотно играл для него не только часами, но и целые дни подряд». У Пушкина, правда, наоборот: слепой «скрыпач» играет «из Моцарта», доставляя ему радость и вызывая возмущение Сальери...
Спор о том, отравил ли Сальери Моцарта, никогда не закончится. Но читатели Пушкина верят поэту, и этого уже не изменить.
Иннокентий Смоктуновский в фильме «Моцарт и Сальери» режиссера Владимира Гориккера (1962 год)