Работодатели и родители не доверяют бакалаврам

Итак, первая сессия позади…

Студенты, обучающиеся по новой для России системе бакалавриата, закрывают первую сессию, а вузы подводят первые итоги их успеваемости. «Труд» расспросил студентов и преподавателей, с какими трудностями им пришлось столкнуться.

В этом году впервые после долгой подготовки студенты поступали по программе подготовки бакалавров, а не специалистов. Казалось, что разговоры об этом велись так давно, что новым понятием «бакалавриат» уже никого не удивишь. Но на деле в нашей стране еще не все готовы к таким нововведениям.

В бакалавров не верят

Основная проблема, из-за которой бакалавры вызывают столько недоверия, — психологическая. Люди боятся всего нового, тем более когда речь идет о том, чтобы перенять западный опыт в такой социально значимой сфере.

По словам исполнительного директора Ассоциации негосударственных вузов РФ Валерия Капустина, сейчас россияне воспринимают образование как социальный лифт и требуют от студентов доходить «до верхней площадки», то есть поступать в магистратуру. Бакалавр, по их мнению, — все-таки неполноценное образование. Такой подход может побудить многие учебные заведения нажиться за счет студентов, которые будут поддаваться общественным стереотипам.

Однако уже сейчас представители сферы образования говорят о том, что будущие выпускники будут гораздо лучше адаптированы к требованиям рынка вакансий, чем нынешние специалисты. «Потребность в рабочей силе так быстро меняется, что людям, которые учатся пять-шесть лет, к моменту окончания вуза приходится переучиваться. Потребности в профессиях также часто меняются. Бакалавру гораздо легче будет определиться, он точно будет знать, куда ему двигаться дальше», — говорит Валерий Капустин.

Сессия выявила сильных студентов

Еще в сентябре, после подведения итогов вступительных экзаменов, специалисты всерьез обеспокоились качеством знаний, с которыми пришли бывшие школьники.

Высшая школа экономики и РИА «Новости» проводили ежегодное исследование «Качество платного приема в государственные вузы РФ в 2011 году». Главные выводы: на платное отделение поступили в основном троечники, почти все вузы недобрали платников, а средний балл за ЕГЭ среди поступающих на платное отделение на 10% ниже, чем у бюджетников.

Сейчас, когда первая сессия подходит к концу, специалисты смотрят на студентов с гораздо большим оптимизмом. «Что касается мифов о том, что средний балл поступающих в коммерческие вузы намного ниже, то это не совсем так. Во многих регионах России складывалась ситуация, когда эти цифры не отличались от результатов поступивших в государственные вузы», — говорит ректор РосНОУ — председатель совета Ассоциации негосударственных вузов России Владимир Зернов.

По его словам, нынешние первокурсники почти не отличаются от тех, кто поступал в вузы до них. Единственное отличие, которое отметил эксперт, — большая социальная ориентация. «Ребята не ждут государственных стипендий — они хотят жить на то, что заработали собственным трудом и своими мозгами. Эта тенденция, когда студенты стремятся работать, существует не первый год, но именно сейчас она резко ускорилась», — отмечает Владимир Зернов.

Из первых рук

Евгений Данилов, преподаватель истории литературы:

Одна студентка, которой уже грозило отчисление, пришла на семинар по древнерусской литературе. К занятию нужно было прочитать «Слово о полку Игореве». Когда я задал ей вопрос по этому произведению, она чуть ли не со слезами на глазах сказала:

— Я, честное слово, прочитала. Пошла в библиотеку, взяла книгу, но ничего не поняла!

— А что именно показалось непонятным?

— Все! Книжка же на чувашском!

Тут я понял, что девушка серьезно расстроена и искренне не понимает, чего от нее хотят. Подошел, взял у нее книгу и все понял. В библиотеке ей дали издание на древнерусском.

Как проходит сессия у самих студентов?

Никита Горохов, студент третьего курса:

— В прошлом году я поехал сдавать долг преподавателю по литературе. Она назначила встречу в здании огромной библиотеки, в одном из читальных залов. На лекциях я не был, так как нахожусь на свободном посещении. Решил позвонить одногруппникам и узнать, как выглядит та, кому мне предстоит сдавать зачет. Мне дали ориентировку: «Волосы рыжие, сзади ей лет 35, спереди — 50». Я с ужасом представил, как мне придется сейчас сканировать всех выходящих из зала и прикидывать, сколько кому с какой стороны лет. Мне здорово повезло, что первая же женщина, которая вышла, оказалась той самой!

Алена Волова, студентка пятого курса:

— К первому экзамену по античной литературе я готовилась несколько ночей подряд. И вот, когда силы меня почти оставили, я решила сходить в гости к бабушке на чай. Бабушка, увидев мое разбитое состояние, дала мне книгу «Мифы и легенды древности для детей». К утру я знала о Греции все! На экзамене преподаватель очень внимательно меня слушал, а потом сказал: «Все хорошо, вижу, готовились. Только вот имена какие-то странные у персонажей».

Оказалось, в детской книжке все длинные имена героев сократили, упростили, а кое-где просто переврали. Так, царевна Навская превратилась у авторов в Навсикаю.

Елена Суслина, студентка четвертого курса:

— На первом курсе я уснула на экзамене. Ночь подготовки выдалась очень тяжелая, и к утру у меня совершенно не осталось сил. Сидя за партой с билетом, я задумалась, наклонила голову и задремала. Со мной случилось то, что происходит со всеми, кто серьезно переутомился, — во сне меня дернуло. Что-то вроде судороги. Да так сильно, что я чуть не свалилась со стула, сильно качнувшись в проход между рядами. Преподаватель, естественно, обратила на меня внимание и спросила: «Елена, неужели у вас такой билет страшный попался, что вы аж шарахаетесь?» Кстати, экзамен я все-таки сдала, так что подготовка не прошла даром!

Яна Сапунова, студентка пятого курса:

— На первом курсе я сдавала экзамен по зарубежной литературе. Волновалась страшно, готовилась очень долго и усердно. В итоге последнюю ночь перед сдачей я, конечно, не спала и зубрила билеты, которые уже и так отлетали от зубов. Утром, заходя в аудиторию, я поняла, что не понимаю ничего. Взяла билет, села отвечать, а сказать ничего не могу. Даже какой писатель в какой стране жил не помню. Видимо, от усталости и волнения в голове что-то замкнуло. От отчаяния хотелось разрыдаться. Благо преподаватель отнеслась с пониманием к моему стрессу, отметила хорошую посещаемость, ответы на семинарах и разрешила прийти на следующий день. Во второй раз ответила быстро и правильно.