В общем, итоги года выглядят более чем оптимистично: этилового спирта произведено 55,9 млн. декалитров (на 1% больше, чем в 2006 году), водки и ликеро-водочных изделий - 131,5 млн. дал. (плюс 9,9%), вин виноградных - 51,2 млн. дал. (плюс 8,8%), шампанского и игристых вин - почти 21,6 млн. дал. (плюс 40,4%), коньяков - 8 млн. дал. (плюс 24,9 %). Что касается пива, то, как заявил "Труду" глава Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин, объем его выпуска вырос на 15% (почти до 1 млрд. 150 млн. дал.) и уже в 7 раз превышает объем производства остальной алкогольной продукции.
Что касается вин, то тут картина еще любопытнее. Существенный рост производства отечественного вина руководитель Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз объяснил главным образом тем, что Роспотребнадзор в 2006 году ввел запрет на ввоз в Россию молдавских и грузинских вин. Как известно, молдавские поставки возобновились только в октябре 2007 года, но вряд ли вино и виноматериалы из этой страны отвоюют прежние объемы (65%) российского рынка. Тем более что россияне уже несколько переориентировались с подорожавших виноградных вин на шампанское и коньяки, рост производства которых в 2007 году был беспрецедентным - свыше 40% и 25% соответственно. По словам Павла Шапкина, по структуре потребления спиртных напитков наша страна стала двигаться в сторону Франции, чаще выбирая именно шампанское и коньяк. Хотя тем же французам вряд ли объяснишь, что эти напитки бывают российского происхождения.
Единственный сегмент алкогольного рынка, производство которого в 2007 году упало и притом сильно (на 40%), - слабоалкогольные напитки. Как известно, в начале 2007 года на них был вдвое увеличен акциз. С 1 января 2008 года он опять снижен - со 162 руб. за 1 л до 110 руб. Как бы мы ни критиковали слабоалкогольные коктейли в банках, но наркологи считают, что безопаснее пить разбавленный алкоголь, нежели крепкий.
Крупные производители водки ("Кристалл", "Топаз") считают 2007 год в целом удачным, он реанимировал производство. Как известно, в 2006 году из-за непродуманных реформ (тут не только два неудачных этапа внедрения ЕГАИС, но и попытки сократить количество торговых точек, реализующих алкоголь, укрупнить рынок) водочный бизнес потерял около 2 млрд. долларов. Главной интригой 2008 года основные производители сорокаградусной и эксперты считают абсолютную непредсказуемость государственной политики в сфере производства и оборота алкоголя. Если неуклюжие действия властей, которых не покидает идея ввести государственную монополию на производство и оборот спиртных напитков, повторятся, то легальный рынок опять сдаст свои позиции нелегальному. Объем первого, по некоторым оценкам, 130-132 млн. дал., тогда как общее потребление водки превышает 180 млн. дал.