АНТИКВАРНЫЙ РЫНОК ПРЕВРАТИЛИ В БАЗАР

В Тверском суде Москвы оглашено обвинительное заключение по делу совладельцев художественной галереи "Русская коллекция" супругов Татьяны и Игоря Преображенских (о начале суда "Труд" писал 18.12.07). Их обвиняют в торговле поддельными картинами. Эта история cпровоцировала на антикварном рынке глубочайший кризис доверия. Он коснулся всех: владельцев арт-салонов, дилеров, экспертов-искусствоведов, коллекционеров. Никто друг другу больше не верит.

Замкнутый мир антикваров живет по неписаным правилам. Одно из них гласит: если покупатель засомневался в подлинности приобретения, ему без лишнего шума нужно вернуть деньги.
Разногласия такого рода до суда никогда не доходили. Уголовное дело Преображенских - первое. Его возбудили по заявлению московского бизнесмена Валерия Узжина, который, как он сам рассказал "Труду", в 2004 году приобрел в "Русской коллекции" 34 картины русских художников-пейзажистов XIX века. Поскольку сам он в живописи "мало что понимает", то всецело полагался на советы кандидата искусствоведения Татьяны Преображенской. Она, в частности, посоветовала купить у ее галереи полотна модного сейчас (а значит, дорогого) художника-передвижника Александра Киселева.
Все полотна имели экспертные заключения о подлинности, выданные Всероссийским художественным научно-реставрационным центром им. Грабаря. Позже выяснилось, что часть картин на самом деле являлась подделками, "фуфлом", как называл их в суде сам Узжин (коллекционеры чаще используют слово "фальшак"). По-хорошему вернуть деньги Преображенские отказались, а на следствии заявили, что вообще не продавали предъявленные им картины. Этой же версии они придерживаются и в суде. Доказать обратное будет очень непросто, поскольку деньги, по словам Валерия Узжина, передавались из рук в руки без всякого оформления документов.
- Именно так и происходят чаще всего сделки, - пояснил "Труду" известный специалист антикварного рынка, независимый эксперт в области поддельной живописи Владимир Рощин. - Это выгодно и продавцам, чтобы не платить налоги с продаж, и покупателям, которым в таком случае делают скидки процентов на десять от стоимости.
БЫЛИ БЫ ДЕНЬГИ, А ШЕДЕВРЫ НАЙДУТСЯ
Чем бы ни закончилось дело антикваров, оно уже нанесло весьма ощутимый удар по рынку. В первую очередь пострадала репутация государственных экспертов из Центра им. Грабаря и из Государственной Третьяковской галереи.
- "Грабарей", как и "третьяковцев", далеко не в первый раз уличают в недобросовестной экспертизе, - утверждает Владимир Рощин. - Только раньше об этом громко говорить было не принято. К тому же эксперты всегда могут сказать, что добросовестно заблуждались. Но вот что любопытно: еще не было ни одного случая, чтобы они неверно установили подлинность относительно недорогих полотен. Когда же заявленная цена картин начинается от 100 тысяч долларов, они ошибаются сплошь и рядом.
Как рассказали "Труду" сведущие люди, цена экспертного заключения зависит от суммы, за которую предполагается продать подделку.
- Если вы, к примеру, хотите продать за миллион долларов фальшивого Айвазовского, то за половину этой суммы эксперт выдаст вам документ о его подлинности, - объяснил один из специалистов. - При этом он будет полагаться не на ваши пожелания, а на собственное знание о том, что и почем может уйти на рынке. Не последнюю роль играет размер картины: большой Айвазовский всегда будет дороже маленького.
Правда, Валерий Узжин утверждает, что любую экспертизу можно организовать всего за 5 тысяч долларов.
БОЛЬШОМУ ЧЕЛОВЕКУ - БОЛЬШОЙ ФАЛЬШАК
В 2006 году Россвязьохранкультура запретила госэкспертам проводить коммерческую экспертизу для частных лиц. Тогда же, практически одновременно с возбуждением уголовного дела против Преображенских, Россвязьохранкультура приступила к изданию 7-томного каталога поддельных произведений живописи. Пока вышло два тома, которые стали настоящей бомбой для антикварного рынка. В них содержатся сведения о 325 "фальшаках".
По данным Владимира Рощина, который как раз и является одним из составителей каталога, в обороте сейчас находится свыше тысячи подделок. Напуганные продавцы теперь нередко сами умоляют своих клиентов вернуть им подозрительные картины, но обманутые покупатели не спешат это делать: многие картины уже преподнесены в дар другим людям. По словам господина Рощина, среди антикваров ходят упорные слухи о том, что пару лет назад фальшивого Айвазовского подарили Владимиру Путину. Фальшивые картины вручили также директору ФСБ Николаю Патрушеву и бывшему ельцинскому охраннику Александру Коржакову.
ТАКИЕ ПОДДЕЛКИ И В МУЗЕЕ ПОВЕСИТЬ НЕ СТЫДНО
За последние годы самым крупным скандалом, связанным с подделками, стал случай с картиной "Мужской портрет", которая с 1940 года хранилась в мельбурнской Национальной галерее Виктории и считалась принадлежащей кисти Ван Гога. В 2006 году нидерландские специалисты по живописи доказали, что это подделка. По современным оценкам подлинное полотно Ван Гога такого же размера и качества должно было бы стоить 21,4 млн. долларов.
У нас отличился бывший вице-губернатор Челябинской области Константин Бочкарев. В 2005 году на бюджетные деньги он приобрел для украшения интерьеров здания администрации несколько картин Шишкина, Верещагина, Маковского и других художников. Всего на 180 млн. рублей. Большинство из них оказались поддельными. Как подсчитали прокуроры, губернатор переплатил не менее 112 млн. рублей. На Бочкарева завели уголовное дело, но в прошлом году он скончался, не дожив до суда.
"ДА ТУТ КИСЕЛЕВА БОЛЬШЕ, ЧЕМ В ТРЕТЬЯКОВКЕ"
О том, что Валерию Узжину продали подделки, он сам, по его словам, узнал случайно. Один из друзей заметил, что картин художника-передвижника Александра Киселева у бизнесмена висит больше, чем в Третьяковке: "Там - семь, у тебя - девять. Разберись".
- Чтобы разобраться, я объездил пол-Европы, посетил многие аукционные дома, - рассказал "Труду" Валерий Узжин. - Наконец обнаружил в датских каталогах четыре свои картины Киселева и одну картину Владимира Орловского, тоже очень популярного и дорогого сейчас художника-передвижника. Только в каталогах было сказано, что эти картины написали датские художники XIX века Янус Ла Кур и Андерсен-Лунтби.
Именно как произведения этих датчан они в 2004 году и были проданы на аукционах в той же Дании, где их приобрел неизвестный покупатель по цене от 5 до 12,5 тысячи долларов. После этого картины оказались в галерее "Русская коллекция" и в итоге были проданы Узжину, но уже как произведения русских живописцев. Бизнесмен уверяет, что заплатил за них от 120 до 145 тысяч долларов. Химический анализ, проведенный специалистами независимого экспертного центра "Арт-консалтинг", показал, что на всех картинах подделаны подписи художников. Кроме того, на двух из них убраны или изменены некоторые нехарактерные для русского пейзажа детали: слишком аккуратные сельские дома и дороги.
Валерий Узжин утверждает, что всего Преображенские продали ему 15 поддельных полотен на общую сумму 8 миллионов долларов. К делу в качестве вещественных доказательств приобщены только пять из них. Остальные бизнесмен простил, потому что экспертиза "стоит и денег, и времени".
КАК СОЗДАТЬ АЖИОТАЖНЫЙ СПРОС НА ИСКУССТВО
Владимир ПЕТРОВ, независимый эксперт, проводивший повторную экспертизу картин, которые стали вещественными доказательствами в суде:
- Сумасшедший вал подделок, накрывший антикварный рынок, вызван тем, что в последние годы резко и совершенно необоснованно подскочили цены на русскую реалистическую живопись XIX века. В 90-е годы все хватали авангард, теперь же подавай Айвазовского, Шишкина, Боголюбова, Орловского, Киселева, Поленова... А на всех желающих этих художников не хватает. Тогда и приходят на выручку так называемые арт-дилеры. Они скупают на европейских аукционах за бесценок малоизвестных западных художников, похожих по стилю на известных русских живописцев. Затем эти картины в России перелицовывают и продают как русские. При этом моду на те или иные имена художников тоже создают арт-дилеры. Они выставляют на аукционе за 100 тыс. долларов какого-нибудь не слишком известного художника, реально стоящего в десять раз меньше. И сами же у себя покупают картину. Все! Отныне она войдет во все каталоги, как купленная за 100 тысяч и при последующих продажах будет только расти в цене. Со временем ее начинают подделывать. Именно это и произошло с художником Александром Киселевым. Из-за огромного числа искусно выполненных подделок происходит самое настоящее убийство имен подлинных авторов. У антикваров даже появилась шутка: "Несмотря на подпись Айвазовского, это на самом деле Айвазовский".