ДИАГНОЗ ЧЕТЫРЕМ КОЛЕСАМ

Водители взбудоражены слухом: новые правила проверки технического состояния машин, введенные с января, настолько ужесточены, а контролеры так лютуют, что простому смертному автовладельцу хоть в петлю лезь. Наши корреспонденты отправились в ПИК - пункт инструментального контроля, что в Посланниковом переулке Центрального округа столицы.

Желто-серебристый "Матис" медленно въезжает на линию пункта технического осмотра номер 13. Молодая женщина Татьяна сильно волнуется, и контролер Юрий Жуйко предлагает: "Давайте я сам сяду за руль". Женщина машет рукой в знак согласия: делайте что хотите.
Жуйко проверяет ходовую. Дергает колеса - нет ли люфта. Потом на очереди рулевые тяги, тормозные шланги, сальники-пыльники. Ворчит:
- Диву даешься: у некоторых подержанных авто тормозные трубки так изношены, что могут сломаться в любой момент, как макаронина. Один раз прямо здесь парень нажал на педаль - трубка лопнула, жидкость вытекла. Выезжал с линии и тормозил ручником...
- Вы задержали машину?
- Увы, не имеем права. Инспектор ГИБДД, который сидит тут же, выдал предписание, чтобы неисправность была ликвидирована в течение 20 дней.
Тем временем "Матис" прошел первую стадию проверки - ходовая, выхлопные газы в порядке. На очереди тормозная система. Юрий комментирует:
- Вот говорят, что мы придираемся. Да сами смотрите, - он нажимает на кнопку пульта, и на мониторе высвечивается картинка. - Видно, что плохо тормозит правое заднее колесо. Более точный диагноз должны дать мастера на сервисе.
Нынешняя система, считают работники ГИБДД, да и сами уже столкнувшиеся с ней автолюбители, довольно объективна. Техосмотр проводят контролеры государственных унитарных предприятий, а над ними стоят представители инспекции безопасности дорожного движения. Они и выдают заветные "лобовички". Действуют в паре. Собственно, с 1 января московские ПИКи можно называть не пунктами инструментального контроля, а центрами диагностики. В Москве их около 50.
Еще одно новшество, введенное с нового года: теперь гостехосмотр должны проходить все без исключения технические средства - машины, прицепы, мотоциклы и так далее.
- Почему сюда включены и новые автомобили? - спрашиваю Юрия Жуйко.
- Вот пример. Недавно пригнал водитель новенькую 15-ю модель "Жигулей". Проверили. Задний тормоз вообще не подключен. Так у нас собирают автомобили. Посоветовали отвезти ее обратно на завод. На эвакуаторе!
На новые легковые машины, выдержавшие техосмотр, выдается трехлетний талон. Те, что не старше семи лет, получают его сроком на 24 месяца, моложе - на 12. Автобусы, включая злополучные маршрутки, прицепы для перевозки тяжелых и опасных грузов проходят техосмотр каждые полгода.
- Считается, что 10 процентов машин ходит по российским дорогам без технического осмотра, точнее с "левыми" талонами, - говорит мне подполковник милиции Александр Субботин. - Но я вот что скажу. Нормальный водитель, ухаживающий за машиной, никогда не пойдет на сделку. Этим занимаются только те, кто не думает ни о себе, ни о других...
...Татьянин "Матис" пробыл на линии 22 минуты.
Юрий Жуйко подходит к женщине и читает вердикт компьютера:
- Татьяна Викторовна, вам нужно привести в порядок тормоз правого заднего колеса и заменить лобовое стекло - оно треснуло. После этого приезжайте снова. И на второй раз платить 520 рублей за техосмотр уже не надо...