ВСЕ СМЕШАЛОСЬ В ДОМЕ РОСТОВЫХ

В среде российских писателей неспокойно. Несколько писательских организаций и редакция литературного журнала "Дружба народов" оказались на улице. В этом им "посодействовали" свои же коллеги - Международное сообщество писательских союзов, возглавляемое уважаемым Сергеем Михалковым.

Поистине самый главный, судьбоносный вопрос, над которым бьется отечественная литература на рубеже XX - XXI столетий, - дележ собственности. Конечно, писатели еще и книги пишут, но уж больно много творческой энергии уходит на заявления, письма в инстанции, судебные тяжбы и речи на митингах. Уже несколько лет длится битва за здание на Поварской улице. Это памятник архитектуры XVIII века, известный в литературных кругах как Дом Ростовых. Считается, что именно он описан Львом Толстым в романе "Война и мир". Здесь когда-то располагался Союз писателей СССР, после его раскола здание стали занимать несколько организаций - Международное сообщество писательских союзов (МСПС), Союз российских писателей, Союз писателей Москвы и журнал "Дружба народов". С недавних пор формальное право аренды находится у МСПС, который ранее в суде аргументировал свои требования именно тем, что дом должен принадлежать писателям.
Однако 19 января 2004 года председатель МСПС Сергей Михалков подписал бумагу, согласно которой все соседствующие с ним организации должны в три дня освободить занимаемые помещения. По мнению мастеров слова из изгнанного Союза российских писателей, МСПС намеревается сдать в аренду освободившиеся площади коммерческим структурам, как оно это уже делало до того (речь идет о ресторанах и клубах, действующих в здании). Как известно, в центре столицы каждый квадратный метр площади на вес золота...
Само собой, "изгнанники" с этим не согласились и в четверг созвали на свой митинг журналистов. Дом Ростовых оказался глух и необитаем, как после шумного бала. На дверях красовался листок с написанными от руки словами: "Закрыто по техническим причинам". Выяснить у засевшей внутри охраны, что это за причины, никому не удалось. С полсотни пришедших на встречу литераторов и журналистов бодро митинговали на морозе. Юрий Черниченко отметил, что в СП Москвы состоит более 1400 писателей, среди которых Фазиль Искандер, Григорий Бакланов, Владимир Войнович, Евгений Евтушенко, Борис Васильев, Андрей Вознесенский... Он назвал поступок литературного патриарха Сергея Михалкова "уркаганским" и усомнился в возможности после "такой наглости" говорить об объединении писательских союзов, за которое в последнее время так ратуют многие литераторы. А генеральный директор российского ПЕН-клуба Александр Ткаченко напомнил, что Союз писателей СССР не объявлял о самороспуске, а значит, все, у кого были членские билеты, имеют право на это здание.
В ходе пресс-конференции три выселяемые организации попытались выработать общую тактику смертной борьбы за свои права. Однако дальше заявлений, деклараций и политических выпадов дело не пошло. В разговор вмешался некий "независимый писатель", якобы проходивший мимо, который стал призывать народ разойтись по домам и думать, как объединяться, а не бороться друг с другом. В образовавшейся стихийной перепалке звучали взаимные обвинения в "графомании", в написании "романов, высосанных из пальца", а милейший друг всех детей Дядя Степа-милиционер был назван "оборотнем в погонах".
В тот же день министр культуры Михаил Швыдкой направил на имя Сергея Михалкова телеграмму с просьбой приостановить выселение писательских организаций до решения суда.
Руководство МСПС пока отказывается комментировать происходящее. Судя по всему, начинается новый этап борьбы за писательскую собственность - борьбы изнурительной и долгой. И разворачиваться она будет, так сказать, перед взором Льва Николаевича, памятник которому стоит перед Домом Ростовых. Классик изображен задумчивым и печальным. Кажется, он чем-то недоволен. Или это только кажется на фоне происходящего ?