...На экранах мониторов службы движения омского аэропорта изображение Ту-204 появилось на отметке "Барабинск". До Омска оставалось 300 километров. Через 25 минут самолет должен был сесть на омской посадочной полосе. Как рассказывает руководитель полетов омского аэропорта Вячеслав Щеглов, беды ничто не предвещало. С высоты 9600 самолет снизился до 3 тысяч и вошел в зону омского аэропорта, о чем командир доложил диспетчерам. Получил разрешение на посадку и продолжил снижение. До Омска оставалось 18 километров. Все шло по плану. Но вдруг изображение лайнера пропало с мониторов, прекратилась радиосвязь.
Как "Труд" уже сообщал (и это подтвердил Валерий Лучинин), на высоте чуть более километра (по другим данным из заслуживающих доверия источников, - от 1880 до 2000 метров) у самолета отключились оба двигателя. Машина обесточилась, потеряла связь с землей. С этой высоты многотонный лайнер начал планировать, и экипажу удалось дотянуть машину до взлетно-посадочной полосы.
Свидетельствует диспетчер старта Андрей Цымбал: "Я сразу понял, что случилось нечто чрезвычайное. Мне в тот день по графику выпало дежурство в зоне взлета и посадки. В моем распоряжении - радиостанция, ручки, журнал, бинокль. А еще глаза. Я сразу увидел, что машина шла выше глиссады, то есть обычной траектории снижения".
Лайнер летел над городом приблизительно в районе Ленинградского моста и параллельно улице Масленникова. Когда Андрей увидел, что шасси у Ту-204, снизившегося над полосой, все еще не выпущены, его как громом ударило! Они появились лишь над самой землей, за несколько секунд до посадки. Андрей Викторович успел крикнуть пилоту по аварийной связи: "Шасси выпусти!" Позже он признался, что "себя в тот момент не помнил".
Лайнер приземлился, выкатившись за пределы полосы на 450 метров. Цымбал по устройству аварийного оповещения объявил тревогу. И лишь после этого пришел в себя. Что ощущал он в тот момент, догадаться несложно.
Вячеслав Щеглов, дежурный, ответственный за взлет и посадку, находился в те минуты в специальной машине. Что происходило в стартовой диспетчерской и какие действия предпринял Цымбал, Щеглов слышал по рации. За посадкой Вячеслав Владимирович наблюдал уже визуально и сразу помчался к остановившемуся самолету. Видимых повреждений не было. Тут же к месту приземления начали съезжаться пожарные, медики, техники, в общем, все те, для кого и была объявлена тревога - аварийно-спасательная команда аэропорта. Позже появились представители таможни и погранконтроля - все же рейс международный. Аэропорт закрыли, пассажиров высадили, Ту-204 вытащили тягачами на стоянку и опечатали.
Комиссия, расследующая ЧП, уже сегодня не склонна поддерживать первоначальную версию о том, что двигатели заглохли из-за полной выработки горючего. Выяснилось, что после посадки топлива в баках оставалось еще около тонны.
Зато сомнений в том, что экипаж вел себя в высшей степени профессионально, похоже, ни у кого сегодня нет. Известному специалисту, начальнику отдела информации Межгосударственного авиационного комитета Лидии Ангеловой в 1972 году довелось, что называется, лично испытать серьезность момента в кабине падающего с заглохшими двигателями самолета. И хотя то был испытательный полет на Ту-134, ситуация сложилась нештатная - двигатели никак не хотели запускаться вновь. Так "Тушка" и планировала с высоты круга - 600 метров.
"Что испытывали? - вспоминает Лидия Николаевна, тогда она работала инженером-испытателем в институте ГОСНИИ ГА. - Страха точно не было. Да и он очень плохой помощник. Конечно, все работали на пределе. Но машину посадили. Безусловно, Ту-204 - самолет с более прогрессивной аэродинамикой, современной автоматикой. Но как только она отказывает, управление во много крат усложняется. И здесь новосибирский экипаж Андрея Чистосердова сработал на отлично. Думаю, о панике внутри самолета не могло быть и речи. Авиаторы и машину спасли, и людей. Молодцы!"
Остается назвать имена остальных членов экипажа, не дрогнувшего перед обстоятельствами: второй пилот Игорь Коршунов, бортинженер Роман Верещака и пилот-инструктор Валерий Дятловский.