Зафиксировать ее более четко попытались депутаты Госдумы, которые внесли изменения в статью 37 Уголовного кодекса РФ. И теперь установлено: причинение вреда нападающему не является преступлением, главное - чтобы жертва нападения по возможности трезво оценила опасную ситуацию и ответила адекватно. При этом не имеет значения профессиональная, специальная или служебная подготовка гражданина, ставшего объектом преступного посягательства. Это - к тому, что бывший боец спецназа или спортсмен-дзюдоист может смело применять свои приемы и навыки при сопротивлении насилию.
Нужно сказать, что к этому законодательному новшеству с особым интересом отнеслись владельцы дач и приусадебных участков, которые звонят в "Труд", чтобы выяснить, можно ли свой урожай или дачный инвентарь защищать теперь с помощью огнестрельного оружия. Приходится ответить: нет, ибо самооборона должна быть "соразмерной преступлению". Вот если защитнику его собственности угрожали насилием, причем с опасностью для его жизни, - тогда можно и "пальнуть".
Положительно оценивая это новшество, практикующие юристы тем не менее довольно скептически к нему относятся, полагая, что в действующих до сих пор правилах применения самообороны мало что по сути изменено, а сами нововведения всего лишь дают некоторое толкование прежним нормам для не имеющих достаточной квалификации следователей, прокуроров и судей.
А вот что определенно хорошо, так это то, что новый закон, вступив в силу, даст шанс освободиться из заключения тем, чьи действия по защите своей жизни и здоровья ранее признавались совершенными с превышением допустимых пределов самообороны.