Во-вторых, в Совет Европы было принято государство Босния и Герцеговина, ставшее 44-м членом организации, Югославия - на очереди.
Наконец, на этой сессии обсуждают положение в Чечне. Откровенно говоря, данный пункт повестки дня "сенсационным" не назовешь. Много копий было сломано вокруг этой темы в Страсбурге в минувшие годы, пока российские аргументы (где надо, была проявлена гибкость, а где и твердость позиции) ни принесли свои плоды, и буря в стенах Дворца Европы в общем-то поутихла. Но до штиля еще далеко.
Российскую делегацию, как и прежде, возглавляет председатель Комитета по международным делам Госдумы Дмитрий Рогозин. Генсек СЕ Вальтер Швиммер считает, что ситуация эволюционирует "в правильном направлении". "Присутствие наших экспертов в Чечне, которые поставляют информацию из первых рук, - есть вклад Совета в защиту прав человека", - заявил он. И добавил: "В этой области происходит медленное, но верное улучшение". Примерно в таком же духе высказывались многие парламентарии ПАСЕ, в том числе председатель Комитета министров СЕ Антанас Валионис, с которыми встречался в Страсбурге спецпредставитель президента РФ по обеспечению прав человека и гражданина в Чечне Владимир Каламанов. По его словам, депутаты ПАСЕ "положительно оценивают" изменения, происходящие в последнее время.
Ситуация в Чечне на сессии анализируется в двух докладах. Главным докладчиком выступает лорд Джадд, который все-таки считает, что ситуация в Чечне пока далека от того, чтобы "в полной мере гарантировать права человека и главенство права". Отмечая изменение позиции российских властей в подходе к этой проблеме, он настаивает на решении чеченской проблемы путем переговоров, с самым широким участием чеченских представителей. Лорд Джадд предлагает "создать постоянное бюро Совета Европы на Северном Кавказе для содействия в создании Совета по защите прав человека в Чеченской республике". Он считает, что совместная рабочая группа по Чечне "ПАСЕ - Госдума" должна продолжать работу с целью облегчить достижение политического урегулирования проблемы. Другой доклад представляет сессии только что вернувшийся с Северного Кавказа глава комиссии по миграции и беженцам ПАСЕ поляк Тадеуш Ивиньский. Он исколесил вдоль и поперек Чечню и Ингушетию, много чего увидел и считает, что гуманитарная обстановка "ощутимо улучшается".
Проект резолюции нынешней сессии ПАСЕ, как и прежде, в основном упирает на необходимость политического урегулирования конфликта, договорного процесса и отказа от применения силы.
На менталитете ПАСЕ не мог не сказаться нынешний мировой поход против терроризма. Недаром депутаты ПАСЕ сейчас признают, что "на территории Чечни действуют отдельные террористы, включая международных, которые не заинтересованы в разумном политическом урегулировании". Не об этом ли из года в год твердят российские делегаты?
Как заявил заместитель руководителя нашей делегации Леонид Слуцкий, "если примут неадекватную резолюцию по докладу лорда Джадда, то это будет означать, что в парламенте Совета Европы не извлекли уроков из сентябрьской трагедии в Нью-Йорке". И добавил: "Надо объединяться для борьбы с терроризмом, а не обвинять по инерции Россию, которая несколько лет в одиночку борется с этим международным злом".
Довольно спокойно представителями Госдумы была воспринята информация о приезде в Страсбург представителя Масхадова Ахмеда Закаева. Леонид Слуцкий по этому поводу не без иронии отметил, что сторонникам Масхадова, "очевидно, нравится в Страсбурге, им приятно здесь жить, обедать, ужинать". Заметим, что чеченец до этого побывал в Лондоне, где тамошние доброхоты дали ему возможность выступить со стандартными обвинениями по российскому адресу в одном из помещений британского парламента.
Америка хочет избавить мир от главаря арабских наемников в Чечне Хаттаба "сильнее всех после России". "Это позор рода человеческого, и чем быстрее мы от него избавимся, тем лучше", - заявил корреспонденту ИТАР-ТАСС в Вашингтоне первый заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж. Заверяя в решимости США покончить с главарями террористов, включая Хаттаба, американский дипломат в то же время сказал, что США проводят "важное различие между арабскими моджахедами и чеченцами". "В этом контексте" первый заместитель госсекретаря США еще раз подчеркнул, что у Вашингтона нет "ни малейшего сочувствия" по отношению к "арабским моджахедам" в Чечне.