- Ольга Михайловна, вам пришлось возглавить писательскую организацию республики не в лучшие для нее времена. Что сейчас происходит в творческом союзе?
- Союз писателей Белоруссии объединяет около 500 человек. Не секрет, что все последние годы предпринимаются усилия ликвидировать или "перекодировать" нашу организацию. И недаром даже сегодня те, кому на последнем съезде был дан общий отпор, пробуют собрать подписи за создание нового, "правильного" Союза писателей, обещая вернуть и наш Дом литератора, и разные социальные блага людям, которые всю жизнь работали на белорусскую культуру, а сегодня едва выживают.
- Понятно, что единодушия в писательской среде нет. А каков авторитет белорусского писателя в обществе? Кое-кто вообще считает, что белорусская литература переживает крах, что она никому не нужна.
- Обществом, а точнее, государством, как это ни горько говорить, кажется, сегодня не востребованы даже Янка Купала и Якуб Колас... Кстати, на вечера их памяти "государственные люди" не приходят. Перед юбилеем Пушкина на российских телеканалах (да и на нашем тоже) мы слышали от самых известных политиков множество возвышенных слов о значении русского гения, и это хорошо, но не помню, чтобы кто-то из политиков наших по тому же БТ что-нибудь подобное говорил про гениев белорусских. Очень надеюсь, что россияне в 2002 году отметят 120-летие наших великих песняров хотя бы с десятой долей того энтузиазма, какой царил в Белоруссии в год Пушкина. Что же касается критического запала, в частности у молодежи, то этот процесс, если он не переходит в стадию ненависти и отчуждения, - нормальный. То, что в Дом литератора сегодня приходит много молодых, дает основание для оптимизма.
- Как вы относитесь к тому, что из Белоруссии в последнее время уехали известные писатели - Василь Быков, Светлана Алексиевич, Владимир Некляев? На недавно прошедшем фестивале независимой прессы в Минске представителем ПЕН-центра было публично сказано, что в скором времени уедут еще несколько белорусских литераторов...
- Таланты, особенно те, по которым узнают нашу страну, оценивают ее творческий потенциал, должны чувствовать особенно бережное отношение. Чем хуже относятся в государстве к своим творцам, чем более оплевывают их в средствах массовой информации, тем меньше уважают нас и в мире. Неужели тем, от кого зависит наша, так сказать, идеология, трудно это понять?
- Скажите, как и на что может сегодня влиять Союз писателей, какие у него возможности защищать интересы своих членов?
- Одна из задач нашего Союза - защищать не только профессиональные интересы творческих людей, но и язык народа, само его существование. И кто, кроме нас да еще академического Института литературы, напомнит сегодня о великих наших предшественниках, о необходимости нести и оберегать огонь, зажженный ими? И еще. Сегодня царит настоящий бал графомании. Кто, рифмуя все, что можно рифмовать, издает книжки, покупает критиков, которые бессовестно провозглашают рождение новой "литературной звезды"? Те, у кого есть деньги. Только высокопрофессиональное объединение литераторов может показать обществу, что настоящее, а что фальшивое.
- Писателям в Белоруссии стало очень трудно напечатать свое произведение, особенно на белорусском языке. Официальная аргументация такая: мол, белорусскую книгу мало читают. Какова ваша версия на этот счет?
- Действительно, белорусская книга мало востребована читателем. Неудивительно, ведь большинство школьников и сегодня учится не в белорусских школах. Другой аспект: даже если книга и будет издана - за нее платится смешной гонорар. А книга - это результат труда нескольких лет. Получается, что в государстве ценится работа писателя ниже, чем уборщицы...
- Союз белорусских писателей участвовал в общественном диалоге, инициированном в прошлом году руководством страны. О чем вы говорили во время этого диалога?
- Я говорила о многих вещах, в том числе и о нашей вере в независимость Белоруссии, о том, что необходимо обязательно вернуть наши древние символы - Погоню и бело-красно-белый флаг, хотя бы в качестве исторической символики, потому что отрезанный от своей пуповины народ теряет духовные силы, накопленные для него предками.
- Вас можно поздравить: вышла в свет новая книга в серии "Белорусский бестселлер" - роман "Золотая жрица Ашвинов". Это произведение продолжает цикл ваших исторических повестей и рассказов. Такие книги для белорусов являются, видимо, своеобразной прививкой от беспамятства. В одной из своих последних публицистических статей вы писали, что этап романтического историзма белорусской литературой пройден. Какой, на ваш взгляд, должен быть следующий этап?
- Интеллектуальный, он уже четко вырисовывается в творчестве поэтов среднего и особенно младшего поколения.
- Литература - квинтэссенция духовных параметров нации. На прошедшем летом "Литературном экспрессе" - так называлась крупная международная писательская акция - на остановке в Германии прозвучала такая мысль президента берлинской академии искусств: "Писатели ХIХ столетия думали категориями национальной литературы, а теперь должны мыслить категориями европейской литературы" Как бы вы это прокомментировали?
- Для нас категория национального сегодня актуальна, как никогда: исчезнет язык - исчезнет или же неузнаваемо изменится нация. Поэтому, входя в европейский дом, мы не можем оторваться, обособиться от своего, в этом особенность белорусской литературы. Но, разумеется, и замыкаться в узконациональных рамках - ни в коем случае не плодотворно. Разрыв культурных и духовных связей литераторов бывшего СССР - тому пример. Даже с соседями - Россией, Украиной, странами Прибалтики - прервались давние контакты. Для меня, например, Россия - вовсе не чужая страна. Я училась в аспирантуре Литературного института, в Москве изданы три мои книги, там у меня много друзей - Светлана Кузнецова, Римма Казакова, Владимир Кочетов... Некоторое время мы совсем не общались - слишком были заняты переустройством собственных жилищ. И я очень рада, что сейчас все же поняли, как мы друг другу нужны. В феврале прошлого года, например, белорусские писатели впервые за 10 лет выступали в московском Доме литераторов, а осенью у нас гостили российские писатели. Причем не только прошел вечер, на который собралось много поклонников русской литературы, но и обсуждались вопросы издания совместного сборника, возвращения культурного наследия, создания Центра белорусской культуры в Москве, "круглого стола" в журнале "Дружба народов". Думаю, что это первые ростки на нашем, еще не одичавшем, поле, где, уверена, расцветут новые прекрасные цветы литературы ХХI века.