Эти картины - словно сны о детстве. На них огромные фантастические птицы с оперением всех
Эти картины - словно сны о детстве. На них огромные фантастические птицы с оперением всех цветов похожие на фейерверк, плывут в аквамариновом небе, а внизу, сгрудились пестрые домики старинных городов.
Почти на всех полотнах - изображения петуха с гигантским хвостом, человеческого глаза, моста, похожего на радугу, по которому бегут во множестве смешные человечки, катятся тележки...
- Изображение глаза, считается у нас в Турции, приносит счастье, его помещают на амулетах, - поясняет автор полотен, художница Жале Йылмабашар, чья выставка открылась в столичном Новом Манеже. - А петух - это мой личный символ. Я полюбила эту прекрасную птицу-вестника солнца еще в детстве...
Первая выставка Йылмабашар так и называлась "Петухи Жале", она состоялась в 1963 году. Впрочем, начала художница как керамист, она даже стала единственной в Турции женщиной-профессором по этому виду пластики. И до сих пор ее приглашают в жюри престижнейших керамических арт-салонов мира. Но в 1985 году случилось событие, ставшее в ее творчестве во многих отношениях рубежным. Строительство знаменитого моста через пролив Босфор потребовало сноса мастерской Жале... Потрясенная, она уехала в Германию, где вдруг захотела писать картины. Вот с тех пор и захватил ее воображение этот образ - зыбкая арка моста.
А еще мы часто видим на полотнах Жале символически преображенные цирковые сюжеты. И - образы из "детства человечества": подсмотренные в археологическом музее тотемные фигурки, естественно вошедшие в ткань ее мудро-наивных картин...
Искусство Жале радостно и волшебно. Она - прирожденный декоратор: ее панно оформлено более тридцати крупных зданий в Турции. Поразительно, но у Йылмабашар нет ни одной сценографической работы. Набрался смелости и пожелал художнице восполнить этот пробел, начать же - с оперы Римского-Корсакова "Золотой петушок".
- Да-да, мне очень бы этого хотелось. И еще ведь у Стравинского есть балет "Жар-птица"...
А пока художница мечтает, чтобы ее молодые русские коллеги привезли в Стамбул свою выставку. И если спонсор Жале - торговая фирма "Рамэнка", благодаря которой и развернута экспозиция (кстати, вход на нее бесплатный), - не потеряет интереса к проектам Йылмабашар, этот замысел воплотится в жизнь.