На экраны выходит детский фильм, снятый с недетским размахом
Рассказ Аркадия Гайдара, ставший основой для новой ленты известного режиссера Александра Котта «Чук и Гек. Большое приключение», впервые был опубликован в 1939 году, потом неоднократно переиздавался. Помните эту трогательную историю? Два брата живут с мамой в Москве и сильно скучают по папе, который работает геологом где-то на Севере. Желая встретить Новый год всей семьей, братья уговаривают маму отправиться в далекое путешествие. Они преодолеют «тысячу и еще тысячу километров поездом», потом будут ехать в санях через суровый лес, но папы на таежной базе не окажется...
Идея вернуться к сюжету рассказа, любимого несколькими поколениями читателей и зрителей (в 1953 году на экраны вышла 48-минутная черно-белая лента Ивана Лукинского «Чук и Гек»), развить его и превратить в полнометражный приключенческий фильм родилась у продюсера Арсена Готлиба. Он поделился замыслом с режиссером Александром Коттом, который до того детское кино не снимал, а обращался главным образом к серьезным темам, будь то революция («Троцкий»), Великая Отечественная война («Брестская крепость», «Седьмая симфония»), история атомной бомбы («Испытание»), землетрясение в Армении («Спитак»). К удивлению многих, режиссер на это неожиданное предложение сразу согласился.
«Начну с того, что «несерьезное» кино я тоже снимаю, — рассказывал мне Александр три года назад, когда идея фильма «Чук и Гек. Большое приключение» еще только начинала обретать видимые очертания. — В моей биографии есть, например, новеллы в новогодней франшизе «Елки», сериал «Цирк» и много чего другого. Мне вообще интересно пробовать себя в новом качестве, я не из тех, кто всю жизнь снимает один фильм. Хочется обретать новый опыт, экспериментировать».
«Вот и в этот раз, — продолжал Александр, — мое сердце сразу отозвалось на имя Аркадия Гайдара. Его удивительная проза — «Школа», «РВС», «Мальчиш-Кибальчиш», «Голубая чашка» — это что-то такое из детства, очень близкое и родное. Я перечитал «Чука и Гека» и понял, что здесь есть все для настоящего кино. И путешествие через всю страну, и детские проделки и страхи, и тревоги мамы, и поиски исчезнувшего отца, и добрый юмор, и суровая северная природа».
Снимать решили в Пермском крае, хотя, не стал скрывать режиссер, был соблазн снять фильм в Крыму, с искусственным снегом. Но тогда у персонажей не шел бы пар изо рта, не горели бы обожженные морозом уши и щеки, и зрители происходящему на экране не поверили бы. В итоге выбрали реальные условия лютой русской зимы, которую нынче, в условиях переменчивого климата, можно найти только на Крайнем Севере, да и то, как выяснилось, не везде и не всегда.
Группа базировалась в городе Губаха — это в 250 км от Перми, а также в Горнозаводске и на станции Усьва. Сами съемки проходили в горах и в тайге, на озерах и реках дивной красоты. Экспедиция оказалась сложной: снегопады были такой сокрушительной мощи, что бульдозерам приходилось чистить проездные дороги дважды в день, машины застревали в сугробах и выходили из строя. Погода по ходу съемок резко менялась: то оттепель и аномальный для февраля дождь, то морозы под 35 градусов, и тогда лес превращался в заколдованное хрустальное царство.
Северная русская природа стала одним из главных героев новой версии «Чука и Гека». Она буквально испытывает всех персонажей фильма на прочность. Мама (неизменно очаровательная, хрупкая и нежная Юлия Снигирь), младший, кудрявый и шаловливый Чук (Андрей Андреев уже снимался со своим экранным «отцом» Владимиром Вдовиченковым в фильме «Батя») и серьезный, ответственный старший брат Гек (Юрий Степанов, сын погибшего в автокатастрофе известного актера Юрия Степанова) поочередно оказываются в диком лесу. Здесь на каждом шагу их поджидают страшные опасности.
Они сражаются с волками и медведем-шатуном, попадают под снежные лавины, проваливаются под воду скованного льдом озера, переходят по скользкому бревну опасное ущелье, попадают в ледяные сталактитовые пещеры невиданной красоты. Верными друзьями семьи на всем протяжении фильма станут детские игрушки, которые Чук и Гек вместо теп-лых вещей взяли с собой в путешествие. Игрушки то и дело оживают, «очеловечиваются» в кадре. И приходят дружной семье Серегиных на помощь.
Если первая половина картины следует за фабулой первоисточника, то в таежной части фильма авторы далеко ушли от простодушного, пронизанного поэтической интонацией рассказа Гайдара и развернули фантазию на полную катушку, подчас даже с очевидным перехлестом. Благо бюджет (200 млн рублей) это позволял. Они добавили в сюжет элементы сказки Павла Бажова «Хозяйка Медной горы», насытили действие невероятными трюками, изобретательной анимацией и компьютерной графикой, роскошными визуальными картинами (оператор Петр Духовской). А еще нашпиговали фильм аллюзиями на классику современного приключенческого кино — от детских картин «Один дома», «История игрушек» до оскароносного фильма «Выживший».
Тем зрителям, кто готов принять насквозь условный язык нового «Чука и Гека», фильм наверняка понравится. Тех, кто будет сличать каждую букву гайдаровского рассказа с изображенным на экране миром и замечать по ходу дела, что герои в столь суровых условиях не выжили бы и часа, фильм может разочаровать. Я человек доверчивый и фильм в итоге принял. По мне, это все-таки не документальное кинополотно о трудностях выживания в зимней тайге, а волшебная сказка, святочный рассказ, мольба о новогоднем чуде.
И чудо, в соответствии с добрым, светлым, утешительным посылом фильма, в финале обязательно случится...
«Чук и Гек. Большое приключение» — не единственный фильм с новогодней тематикой, который в эти дни идет в кинотеатрах. Продолжается показ очередного выпуска вечнозеленой новогодней франшизы «Елки 9» и анимационной ленты «Щелкунчик и волшебная флейта». На подходе новогодняя комедия «Елки-иголки» с популярным актером Павлом Прилучным. Но будут на экранах и картины других жанров. Так, любителей фантастики ждет встреча с фильмом «Мира». Действие ленты происходит во Владивостоке, на который обрушивается метеоритный дождь. А с 1 января в широкий прокат выходит комедийный семейный фильм «Чебурашка». Он рассказывает о мохнатом зверьке, который проживает в апельсиновой роще. По оценке независимого аналитика кинорынка Сергея Лаврова, итоговые сборы «Чебурашки» могут приблизиться к 1,5 млрд рублей.