Нога Акинфеева украсила выставку

Новая экспозиция посвящена спортивной и концертной истории «Лужников»

Выбор вернисажей в эти предновогодние дни — обширный, и на этот я пошел в основном потому, что давно не был в «Лужниках» — как это атмосферное место украшено к праздникам? Но обо всех красотах подсветки и даже редкой для Москвы последних лет роскоши настоящей снежной зимы забыл, едва войдя в футуристические интерьеры Большой спортивной арены. Поскольку попал там в перекрестье «фотовспышек» — как иначе назвать десятки громадных фотографий, запечатлевших самые звездные моменты в 66-летний истории крупнейшего в стране спортивного комплекса?

Спортивного? Не только — можно ли, рассказывая о «Лужниках», не вспомнить, что здесь проходили и самые масштабные музыкальные события — например, Московский международный рок-фестиваль мира с выступлением Оззи Осборна в 1989-м или последний концерт Виктора Цоя в 1990-м? А как забыть звездные вечера здесь Майкла Джексона, Rolling Stones, Мадонны, Аллы Пугачевой... Но если лужниковский спорт задокументирован основательно, то с музыкой дела сложнее. Медиаархив, конечно, громадный, но поди сориентируйся — кто, например, первым из легендарных артистов мира вышел на здешние подмостки... Поэтому не успели к первоначально намеченной круглой дате 65 — но какое, в конце концов, это имеет значение?

Первое, что бросилось мне в глаза на только что открытой выставке «Место счастья. Спорт и музыка», — это фотография относительно недавняя, 2018 года. Знаменитая нога Игоря Акинфеева, «вытаскивающая» неотразимый, казалось, пенальти испанцев. Только что в Катаре завершился очередной мировой чемпионат, подаривший нам новые драмы и новых героев. Но Игорю можно не волноваться: он уже в летописи, и миллионы российских (да и испанских тоже) болельщиков никогда не забудут тот миг.

Рядом запечатлен экстаз Роналдо в победном для «Манчестер Юнайтед» матче с «Челси» в финале Лиги чемпионов 2008 года. Растрепавшаяся во вращении шевелюра Плющенко на Финале Гран-при по фигурному катанию 2002 года... Эффектный дизайн комментариев к снимкам, громадными стрелами прочерчивающих пространство фойе, дополняет впечатление.

Но ничуть не менее этих ярких цветных отпечатков ценны внешне скромные черно-белые кадры. Наташа Кучинская, которую на Играх 1968 года прозвали «невестой Мехико», — кажется, весь мир был влюблен в нашу гимнастку. Сборная СССР с легендарным вратарем Львом Яшиным, победившая на чемпионате Европы 1960 года — сегодня такое звучит фантастикой. Ну а не фантастика ли — единственный в истории Большой спортивной арены (1957 год) турнир по хоккею на льду, когда сборная Советского Союза стала чемпионом мира, победив шведов.

Гимнастка, олимпийская чемпионка Наталья Кучинская и тренер сборной СССР по баскетболу Александр Гомельский. Здесь и дальше фото автора

А как спокойно пройти мимо стеклянных витрин, где выставлены медали турнира «Известий», в 70–80-е годы считавшегося вторым чемпионатом мира по хоккею. Или письмо знаменитого комментатора Николая Озерова в дирекцию «Лужников» с просьбой разрешить ему купить по 30 билетов на каждый матч суперсерии СССР-Канада 1972 года. Или личная хоккейная экипировка Валерия Харламова — не имитация, как в фильме «Легенда № 17», а изрядно потертый подлинник: тогда даже у главных советских звезд не было возможности часто менять дорогое обмундирование.

Даже знаменитому Николаю Озерову пришлось письменно просить разрешения на покупку билетов на супер-хоккей СССР — Канада

И все же можно, оказывается, испытать воодушевление как минимум не меньшее, чем на верхнем «спортивном» этаже фойе, спустившись на нижний, посвященный музыке. Дело не только в том, что этот репортаж пишет музыкальный обозреватель — важен также объем и сложность проделанной кураторами работы. Я уж не говорю, что из 1500 первоначально предложенных работ нужно было отобрать 57. Но если наверху у лужниковцев был такой помощник, как ИД «Коммерсантъ» с его трехмиллионным фотоархивом, то музыкальную часть пришлось собирать из разных источников — и за это взялось информационное агентство InterMedia, 30 лет работающее в сфере культуре. Его специалисты, помимо лужниковского архива, поработали в хранилищах ТАСС, РИА «Новости»... Так выяснилось, что концертная история комплекса началась в 1956 году с выступления во Дворце спорта французского шансонье Ива Монтана. Вскоре на поле Большой спортивной арены вышла команда Леонида Утесова. А дальше — настоящая звездная галерея: Поль Робсон в 1958-м, Ван Клиберн в 1960-м, Булат Окуджава в 1976-м... К сожалению, имена авторов тех давних снимков пока остаются неизвестными. Но в большинстве случаев авторство удалось восстановить, и эти мастера названы на фотографиях рядом с их героями. Мы видим убегающий в даль зала фриз с громадными отпечатками: Муслим Магомаев (Михаил Озерский, 1964), Дюк Эллингтон со своим оркестром (Феликс Соловьев, 1971), Алла Пугачева с программой «Пришла и говорю» (Борис Кауфман, 1985), Лучано Паваротти (Михаил Грушин, 1990), Майкл Джексон (Дмитрий Коробейников, 1993), Rolling Stones (Сергей Бабенко, 1998), Мадонна (Анна Салынская, 2006), Depeche Mode (Надежда Лебедева, 2006), Иосиф Кобзон (Антон Денисов, 2009), U2 (Надежда Лебедева, 2010), Bon Jovi (Владимир Астапович, 2019)...

Фотограф РИА «Новости» Дмитрий Коробейников рассказывает, как снимал Майкла Джексона сквозь взрывы сценической пиротехники

Этот далеко не полный список звезд восхищает не только сам по себе. Он говорит нам о подлинном мировом ранге «Лужников», Москвы, России. На протяжении большей части истории великой арены выступить на ней было огромной честью. Я уверен: эти времена вернутся.

У великой арены звездная история, и она наверняка продолжится

P.S. Выставка работает в ВИП-зоне, куда с улицы не зайдешь. Но ее может посетить любой, купив билет в экскурсионном бюро «Лужников».