Раз пошла такая пена...

Правительство собралось повысить ввозные пошлины на пиво «из недружественных стран». Но без импортного пенного мы не останемся

В Минэкономразвития и Минфине готовят проект повышения ввозных пошлин на пиво «из недружественных стран». Но без импортного пенного напитка мы не останемся: баварское и пльзеньское заменят китайским.

К недружественным правительство РФ относит всех членов Евросоюза, а также США, Великобританию, Японию, Австралию. Но, как говорит директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз, «импортное пиво всегда занимало 5-6% на российском рынке, незначительной является и доля покупателей этого пива — около 6-7%. Из-за дороговизны его покупала очень небольшая часть городского населения среднего класса. И, если введут большие пошлины, объем продаж импортного пива все равно сохранится, потому что для обеспеченной категории граждан его подорожание не страшно».

Власть утверждает, что повышение пошлин на «недружественное» пиво должно поддержать российских производителей. Но поставки в страну премиального импорта и без того сократились вдвое — при стоимости в среднем дороже российского в 2,5 раза. Из крупных поставщиков практически прекратили поставки пива Великобритания, США и Канада, но продолжают некоторые компании из Чехии, Германии и Бельгии. В 2023 году розничные цены на пивной импорт в РФ и без роста пошлин могут подняться на 20-25%. Но, как комментирует Вадим Дробиз, «это как с премиальным алкоголем — сколько бы ни стоили коньяк Hennessy или шампанское Veuve Clicquot, их обеспеченные люди все равно будут покупать».

Союз российских пивоваров не торопится аплодировать нежданной поддержке со стороны Минфина: при голосовании в Telegram-канале против новых пошлин выступили 56%. Налицо угроза общего подорожания пива в России с перспективой спада потребления. Новые пошлины не первый раз могут подтолкнуть процесс. Между прочим, пиво в России является одним из наиболее покупаемых продуктов в магазинчиках и супермаркетах шаговой доступности. На пиво в среднем тратится 431 рубль в месяц, тогда как на вино — 409 рублей, на молоко — 275 рублей. А по среднегодовым расходам на пиво (1345,8 доллара — почти 100 тысяч рублей) Россия заняла седьмое место после Германии, Польши, Литвы, Австрии, Англии и Швейцарии, опередив США, Чехию и Бельгию.

Кто же займет место баварского и пльзеньского в ассортименте российских любителей пенного напитка? Ответ очевиден: вездесущий Китай, который за январь — октябрь поставил в Россию на 12% больше пива, чем годом ранее. Сегодня в КНР выпивается четвертая часть всего пива в мире. Оно давно обогнало по объемам потребления даже знаменитую национальную водку маотай.

С 2015 года в Шанхае, Пекине, Циндао и других городах Китая ежегодно устраиваются пивные фестивали. Отличительными чертами местного пива считаются невысокая крепость (не более 3-4 градусов), травяной и сладковатый привкус (его придает напитку рисовый солод) и слабая пенистость. Но оно пока чуть дороже российских массовых сортов. Нетрудно догадаться, что будет с ценой после ухода западных конкурентов.