В отсутствии покаяния

Владимир Мирзоев поставил спектакль о национальной совести

В новом небольшом театре «Пространство Внутри», которое устроил и развивает в Москве продюсер со сказочным именем Олег Карлсон, – премьера совсем не сказочного, а очень даже жесткого спектакля «Я убил царя» режиссера Владимира Мирзоева. В основе – написанная два года назад пьеса екатеринбургского драматурга Олега Богаева, импульсом к созданию которой, говорит он сам, стали слова Романа Виктюка, произнесенные во время визита легендарного режиссера в Екатеринбург: все жители города, сказал тогда Роман Григорьевич, в ответе за расстрел царской семьи.

Сначала эта мысль показалась Богаеву абсурдной. Но со временем его оценка изменилась, особенно после поездки в Германию, где, как он убедился, горячо обсуждают тему коллективной моральной ответственности за злодеяния нацизма. Поразило, насколько различно отношение наших народов к больным моментам истории.

«Я никого не убивал! Какие ко мне претензии?!» – вот основная реакция сегодняшних жителей Екатеринбурга на напоминание им трагических событий 1918 года. Да и «лично я, – пишет в программке драматург, – правнук одного из тех горожан, кто слышал выстрелы ночью, но перевернулся на другой бок, подбил подушку – и дальше спать. А проснулся мой прадед только через пятнадцать лет в сталинском лагере. И кто виноват?»

Спектакль построен как череда монологов людей, отвечающих на вопросы незримого следователя. Это очевидцы 78-дневного заключения в Екатеринбурге царской семьи и ее казни: обслуга Романовых, их палачи, просто жители города. Почти у каждого актера по несколько ролей. Начинается с рассказа самой, казалось бы, невинной свидетельницы – уборщицы, замывавшей кровавые следы в Ипатьевском доме. Вот только повествует она о случившемся с улыбкой, как о чем-то будничном. Даже шутит – ожидала увидеть голубую кровь, а оказалась обычная. Возмущает же женщину то, что штыками изгваздали хороший пол. Она и перед зрителями его моет, но одно красное пятно так и останется до конца спектакля.

Спустя время та же актриса сыграет горожанку в очень хорошем платье, по-видимому, принадлежавшем царице или кому-то из ее дочерей. Оказывается, весь город не только знал о казни, но и покупал на рынке имущество Романовых, которое разворовывалось еще при жизни его владельцев. На сцене раскладывают кальсоны, рубашки – царское нижнее белье, в котором так сладострастно рылись, в прямом и переносном смысле, многие свидетели. Перед зрителями появляются сам хозяин дома Ипатьев, шофер, отвозивший трупы, почти юродивый мясник, рубивший их, аптекарь, продавший кислоту для того, чтобы обезобразить тела…

Выясняются шокирующие подробности – например, что «обоссанный и испитый до синих соплей» комендант садился между Николаем II и его супругой и лапал руками их пищу. Окна царской семье специально забелили, чтобы узники «не расслаблялись». Несмотря на все это, на вопрос, жалко ли им Романовых, «нет» отвечают буквально все, даже любимый пудель цесаревича Джой, лишившийся со смертью хозяина своих привилегий. Люди высказываются так: «Сейчас многих убивают – чем они лучше?!», «они бы нас не пожалели», «у меня своих забот хватает». Притом почти каждый, представляясь, называет себя православным. Ничего не напоминает из дней сегодняшних, когда позиция «моя хата с краю» стала чуть ли не абсолютом?

Убийственное равнодушие случайных свидетелей сменяется холодным цинизмом мучителей из обслуги и откровенным безумием палачей – Петра Ермакова и Якова Юровского. А безумие, как водится, заразительно: в один прекрасный миг перед зрителями выступает хорошенькая гимназистка, утверждающая, что «заслуга» убийства Романовых целиком принадлежит только ей одной.

Гнетущее чувство к концу спектакля нарастает, хотя время от времени обстановку чуть разряжают надрывные старинные романсы и песни в чарующем исполнении Ирины Рындиной. Правда, немного смущает странная пластика певицы: кажется, она изображает какую-то птицу, но зачем – не очень понятно. В целом все актеры (Дмитрий Асташевич, Сергей Беляев, Александр Доронин, Олег Дуленин, Мария Карлсон, Юлия Салмина) играют хорошо. Но все-таки жемчужиной спектакля можно назвать Елену Кореневу, которую сейчас не так часто видишь на сцене и в кино. Она вдохновенно исполняет три роли – приставленную к Романовым официантку, пуделя Джоя и декадентствующую журналистку из «Уральского рабочего».