Самое ожидаемое информационное событие года — большая пресс-конференция Владимира Путина, прошедшая 23 декабря в Москве — по традиции оказалось и самым предсказуемым по форме и содержанию.
Как всегда это происходит в конце декабря, в Центр международной торговли на Красной Пресне съехались журналисты со всех регионов страны и представители основных зарубежных СМИ, которые планировали задать свой самый сокровенный вопрос российскому лидеру.
В этом году, судя по всему, был побит своеобразный рекорд по количеству участников пресс-конференции: на нее аккредитовались почти полторы тысячи пишущих и снимающих журналистов. Учитывая, что возможности зала в пресс-центре намного скромнее — порядка полтысячи посадочных мест, перед началом мероприятия среди журналистов возникла легкая нервозность, которую еще усугубили повышенные меры предосторожности со стороны президентской службы безопасности.
Впрочем, это-то как раз было воспринято журналистами с пониманием, учитывая то событие, которое произошло накануне с российским послом в Турции. В конце концов, все журналисты умудрились найти свое место, прозвучали традиционные фанфары, в зал пружинисто вошел Владимир Путин, и «главное информационное событие года» началось.
За последние годы на подобных мероприятиях сформировались свои маленькие традиции. Например, активные журналисты мастерят самодельные плакаты для привлечения внимания к своей персоне. На этот раз, оглядывая с любопытством зал с коллегами, я не заметил особо креативных находок — довольно стандартные надписи с названиями городов и регионов, а также с ключевыми словами, обозначавшими проблему, о которой хотелось спросить.
Больше всего внимания привлекла девушка с плакатом, на котором Владимир Путин изображен в виде супермена в соответствующем брутальном трико, летящим на фоне сурового индустриального пейзажа. Второй заметный арт-объект этой пресс-конференции был в руках популярной московской активистки Мариии Катасоновой — это был плакат-триптих со стильными портретами трех политиков — Владимира Путина, Марин Ле Пен и Дональда Трампа.
Надо заметить, пресс-коференцию Путин начал довольно буднично, как бы даже «без огонька» — с ответа на первый традиционный вопрос об экономическом положении. Он прозаично рассказывал о падении инфляции, подросших валютных резервах, снижении оттока капитала и прочих макроэкономических вещах, которые, как правило, мало коррелируют с расходами граждан на продукты, коммуналку и транспорт. Впрочем, президент и сам признал, что «у населения доходы припали», зато наладилась демография, подчеркнул он. То есть, как ни крути, а жить стало, если не легче, то уж точно веселее.
Дальше пошли ответы на вопросы о состоянии в сельхозмашиностроении, нашем отставании в технологиях, ситуации на банковском рынке и прочих будничных материях. Как всегда прозвучали комплименты в сторону Центробанка и Правительства, которые, как мы каждый год убеждаемся, работают все лучше и лучше, и ничего с этим уже не поделаешь.
В целом, все четыре часа пресс-конференции прошли в удивительно спокойном, если даже не монотонном темпе. Оживлялся президент лишь отвечая на те вопросы, которые касались международной политики. Оно и понятно — там у нас действительно масса достижений на фоне полного провала у наших геополитических конкурентов.
И тут уж не обошлось без фирменных путинских «оговорочек», без которых уже трудно представить его большие пресс-конференции. Так, на вопрос американского журналиста, не будут ли в следующем году досрочные выборы, Путин ехидно уточнил: «Какой страны?» Это вызвало гомерический хохот в рядах журналистов — действительно, нас настолько приучили в последние месяцы в том, что коварная России чуть ли не срежиссировала выборы в США, что вполне логично предположить: а почему бы нам и впрямь не устроить в следующем году досрочные выборы в какой-нибудь стране?
Еще одна изюминка этой пресс-конференции — как бы провокационный вопрос об отношении Путина к тому, что Украина получит безвизовый въезд в Евросоюз. Видимо, авторы этого вопроса ожидали пламенной речи президента о том, что никогда никакая Украина не увидит безвизового режима (что и так всем понятно).
Однако, российский президент совершенно неожиданно поддержал эту идею и сказал, что будет только рад, если украинцы наконец реализуют свою европейскую мечту, поскольку визовый режим с ЕС — это полный анахронизм. В результате совершенно изящно был разрушен еще один антироссийский миф, который сегодня раскручивает украинская пропаганда о том, как злой Путин давит на Европу, чтобы ни в коем случае не пустить туда наших соседей. А заодно и сделан посыл в сторону ЕС: берите себе хоть всех украинцев, только потом не жалуйтесь.
По традиции подобных пресс-конференций, на ней обязательно должен был появиться свой новый герой — как правило, это журналист из отдаленного региона с неожиданным и эмоционально заданным вопросом. В этот раз таких открытий не было, и чтобы не нарушать сценарий, президентский пресс-секретарь Дмитрий Песков решил пустить в ход героя прошлогодней пресс-конференции. Он дал слово тому самому чудаку из Кирова, который в прошлый прославился тирадой про вятский квас. Однако, второй раз «эта фишка не сработала»: человек из Кирова поблагодарил за пиар кваса, который теперь продается по всему миру и сделал предложение возродить работу ВДНХ, где можно было бы демонстрировать успехи региональных предприятий. На что тут же получил ответ президента, что ВДНХ и без того возрождается.