Недавнее ограбление музея в Вероне - очередная дань «искусствоведам в масках»
Леонардо, Тициан, Мантенья — почти каждый из великих мастеров приносил жертву грабителям музеев. Не исключение и российские хранилища искусства. Случившаяся не так давно в Вероне крупная музейная кража стала поводом вспомнить о самых громких из подобных событий за последнее столетие.
Городской музей Вероны находится в средневековом замке Кастельвеккьо. Вечером 19 ноября отсюда были похищены 17 картин эпохи Ренессанса и барокко, в том числе работы Якопо Беллини, Андреа Мантеньи, Якопо Тинторетто, Питера Пауля Рубенса. Очень ценится «Мадонна с куропаткой» мастера Раннего Возрождения Пизанелло. Знаменит своей улыбкой «Мальчик с рисунком куклы» Джованни Карото. Специалисты спорят, какова сумма ущерба, но ведь не все потери можно перевести в дензнаки...
Грабители проникли в замок, как только все сотрудники ушли с работы, а в музее вот-вот должны были включить охранную сигнализацию. Четверо вооруженных мужчин захватили женщину-кассира, связали и, угрожая расправой, заставили охранника отдать ключи от машины, на которой затем вывезли добычу. Прямо под камерами видеонаблюдения неизвестные сняли картины со стен, вынули их из рам и скатали в рулоны.
Пока мало надежды, что преступление быстро раскроют. Для «черных коллекционеров» обычно крадут нечто конкретное, здесь же разбойники схватили все, что подвернулось под руку, в надежде на скорый сбыт. Возникла и совсем экзотическая версия. Экс-министр культуры Витторио Сгарби предположил, что ограбление совершили боевики-джихадисты, чтобы запугать население.
Спорят итальянцы и о том, какой должна быть охрана музеев. Завотделом старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, доктор искусствоведения Вадим САДКОВ рассказал «Труду», что в Италии есть заметная разница в финансировании, а значит, и в системе безопасности государственных и муниципальных музеев. Веронский Кастельвеккьо относится ко второй категории, это так называемый коммунальный музей, и мэр уже попросил у федеральных властей помощи в расследовании. Тем временем в прессе нарастает волна откликов: факт, что при таких ценностях состоял единственный ночной сторож, вызывает возмущение.
А ведь музейные хищения не выходят из моды уже век! Самая громкая в истории кража картины произошла 21 августа 1911 года, когда тосканский рабочий Винченцо Перуджа похитил из Лувра шедевр Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Тосканец снял картину со стены в выходной день, когда музей был закрыт, вынес ее из здания, спрятав под одеждой, и увез в Италию. Потом, после разоблачения, вор клялся в любви к Моне Лизе и утверждал, что украл картину из чувства патриотизма. Целых два года шедевр стоял у него... на кухне. За это время «Джоконда» стала мировой сенсацией, а ее известность пошла на пользу расследованию. Продать полотно никому из коллекционеров оказалось невозможно. Итальянцы, всегда помнившие о происхождении картины, ратовали за то, чтобы оставить ее во Флоренции, хотя шедевр был приобретен у самого Леонардо французским королем Франциском I. Но именно после кражи в Лувре «Мона Лиза» стала самым известным полотном мира, настоящей мегазвездой.
В деле громких ограблений засветилась еще одна картина Леонардо да Винчи — уже в нашем веке. В августе 2003 года под видом туристов преступники проникли в замок Драмланриг в Шотландии, где хранится коллекция работ великих мастеров — да Винчи, Рембрандта и Гольбейна — на сумму 650 млн долларов. «Мадонну с веретеном» увезли на обычном «фольксвагене». К счастью, полотно Леонардо, оцененное экспертами в 65 млн долларов, четыре года спустя было обнаружено в Глазго.
В том же 2003-м было украдено самое дорогое в мире произведение декоративно-прикладного искусства — солонка короля Франциска I стоимостью 60 млн долларов. «Сальера» из венского Музея истории искусств была единственной дошедшей до нас скульптурой из золота знаменитого итальянца Бенвенуто Челлини. Рано утром злоумышленник влез по строительным лесам на второй этаж музея в центре Вены, выбил стекло, проник в экспозицию и похитил «Сальеру», которая до сих пор не найдена.
В тихой Норвегии настоящей драмой стало ограбление знаменитого Музея Мунка в Осло. Средь бела дня 22 августа 2004 года вооруженные люди в масках вошли в зал и похитили две картины — «Крик» и «Мадонну». Полицейские нашли шедевры в 2006-м, но холсты были повреждены. Еще два года длилась реставрация... «Крик», напомню, — самая узнаваемая картина Эдварда Мунка, ее оценили в 82 млн долларов.
Крупнейшая кража произведений искусства в истории Швейцарии случилась в феврале 2008-го. Группа вооруженных людей ворвалась в музей Фонда Эмиля Бюрле в Цюрихе и похитила четыре шедевра импрессионистов общей стоимостью 140 млн долларов. Это были картины Клода Моне «Маковое поле близ Ветёйя», «Цветущие ветви каштана» Винсента Ван Гога, а также полотна Эдгара Дега и Поля Сезанна. Картины Ван Гога и Моне полиция вскоре обнаружила и вернула в музей, но две другие исчезли бесследно.
Еще один рекорд — самое быстро раскрытое похищение картин в истории — поставлен в Голландии. В апреле 1991 года из Музея Ван Гога в Амстердаме было украдено 20 полотен на сумму около 500 млн долларов. Грабители спрятались в музее, дождались трех часов ночи, в чулках на голове выбрались из укрытия и унесли картины, включая культовую «Едоки картофеля». Все холсты были обнаружены через 35 минут в машине похитителей — увы, с повреждениями.
Однако «кражей века», по мнению Вадима Садкова, следует считать до сих пор не раскрытое крупнейшее ограбление в Америке. 18 марта 1990 года бандиты, переодетые полицейскими, вошли в Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, надели на ночных сторожей наручники под предлогом, что имеют ордер на их арест, и сняли со стен 13 картин. Некоторые полотна при этом были варварски вырезаны из рам. По экспертным оценкам, стоимость одной из них — «Концерт» Яна Вермеера — составляла 200 млн долларов. Среди украденных шедевров был и «Шторм на Галилейском море» Рембрандта. Несмотря на камеры слежения и сенсоры движения, преступники провели на месте преступления 81 минуту, и никто их не остановил. Стоимость похищенных картин оценивалась в 300 млн, но, по мнению экспертов, цифры могут быть намного выше.
В России тоже было немало краж картин, причем не все из них так известны, как, например, случай с «Бассейном в гареме» француза Жерома (украденная из Эрмитажа в 2001 году картина была подброшена в приемную лидера КПРФ в 2006 году и оттуда возвращена на законное место). Или более давнее похищение с выставки в ГМИИ полотна Франса Халса «Евангелист Лука», которому даже посвятили художественный фильм «Возвращение святого Луки».
В отличие от этих историй со счастливым концом, самый драматический эпизод в судьбе ГМИИ помнят далеко не все. Как рассказал Вадим Садков, в конце 1920-х были украдены несколько очень ценных картин, в том числе «Христос» Рембрандта и «Несение креста» Тициана. В результате трудов МУРа через несколько лет полотна был найдены, однако они сильно пострадали. Воры положили полотна в футляр для чертежей и упрятали их в тайник, вырытый в земле. Художник Александр Яковлев сумел отреставрировать картину Рембрандта, но в 30-е она была продана в ходе «сталинских распродаж» и теперь находится в одном из музеев Нью-Йорка.
А полотно Тициана, крайне редкого в российских музеях, до сих пор лежит в запасниках ГМИИ, ожидая реставрации. По словам искусствоведа, шедевр такого уровня можно доверить лишь мастеру, который специализируется на картинах Тициана, а в России такого нет. Несколько лет назад Минкультуры приглашало реставратора из Венеции, но затея показалась чиновникам слишком дорогой...
Ну а то, как охраняются российские музеи, — отдельная и минорная песня. После недавнего сокращения кадров в МВД сохранить у себя полицейскую охрану удалось лишь избранным хранилищам уровня Эрмитажа и ГМИИ. Большинство региональных музеев теперь вынуждено решать проблему с помощью частных охранников, профессионализм которых, мягко скажем, вызывает вопросы. Так что, увы, в нашем повествовании следует ждать продолжения.
P.S. «Труд» приглашает к разговору о проблемах сохранности наших музейных ценностей экспертов и специалистов.