Лояльные поневоле

40% работников не хотят работать на своем месте, но скрывают это

Сотрудники растеряли лояльность к компании за кризисный год. 40% работают только потому, что больше негде, и готовы сменить работу при первой возможности.

Сотрудники относятся к своим работодателям намного хуже, чем те полагают. 40% сотрудников отмечают, что стали менее лояльны к работодателю за этот год. При этом 50% руководителей считают, что лояльность их работников выросла, выяснило кадровое агентство «Анкор».

«Сотрудники недовольны снижением зарплат и бонусов, но многим уйти некуда. Они вынужденно лояльны», — поясняет Наталья Долженкова, управляющий директор кадрового агентства «Адекко».

Лояльность из страха

С ней согласны и эксперты «Анкора». По мнению Анны Добряковой, директора подразделения «Анкора» по подбору кадров в области финансов, именно страх потери работы, а не лояльность к работодателю стал причиной отказа многих сотрудников от рассмотрения альтернативных вариантов устройства на работу.

За последние четыре года Александр Колыганов, специалист по логистике, сменил четыре места работы. Он никогда не работал сверхурочно, напротив, с самого первого дня давал понять, что он проводит в офисе ровно столько часов, сколько длится его смена. Этой зимой после долгих поисков он устроился логистом, но уже на меньшую зарплату.

«Я решил первое время показать себя лояльным и трудолюбивым сотрудником, несколько раз оставался на работе на час-два дольше обычного», — рассказывает Александр. Каково же было его удивление, когда он понял, что другого поведения от него и не ждали! Теперь это превратилось в норму. Иногда его просят выйти в выходные без всякой компенсации, и ему ничего не остается, как соглашаться. «Я вижу, что у других условия еще хуже», — объясняет Александр.

Бездельники хуже урезания

Другая причина нелояльности — разочарование в политике компании.

Андрей Епифанов работает инженером в компании, производящей стройматериалы. Летом его перевели на четырехдневную рабочую неделю и урезали зарплату на 20%. Работы меньше не стало, поскольку три человека из отдела были сокращены. Но больше всего Андрея раздражают его начальник и коллеги.

«Сидящие по соседству сметчицы целый день читают журналы и красят ногти, раз в неделю всем отделом ездят в магазин. Не понимаю, почему в кризис их до сих пор держат на работе!» — восклицает Андрей. Когда оптимизировали штат, он надеялся, что бездельников на работе станет меньше. Но они чудесным образом сохранили свои рабочие места.

Если компания проводит несправедливые сокращения, рассчитывать на лояльность тоже не приходится. Татьяна, занимающаяся кадровым консалтингом, разочаровалась в работе, когда двух ее коллег-начальниц уволили, а на их места взяли людей, согласных работать за вдвое меньшую зарплату.

«Трудиться с ними невозможно, — жалуется Татьяна. — Раньше я всегда могла попросить помощи у своих коллег, теперь это бесполезно. Новенькие даже со своей работой не справляются».

Мина из иллюзий

«50-процентная уверенность работодателей в лояльности — это иллюзия, в которой они пребывают», — говорит директор по организационному развитию компании «Связной» Вера Елисеева. Во многих компаниях полагают (и справедливо), что в кризис сотрудники больше держатся за свою работу. «Они держатся даже за нелюбимую, противную работу, — подтверждает Елисеева, — но это не значит, что они лояльны. Они понимают, что компании используют этот кризис, чтобы урезать права, сократить зарплаты, поставить в худшее положение, поэтому они нелояльны».

Нелояльные сотрудники не будут задерживаться на работе по собственному желанию, не будут работать максимально хорошо. Сама по себе работа будет сделана, но ее качество будет оставлять желать лучшего. Кроме того, при первой подходящей возможности сотрудник покинет компанию. Причем если лояльные работники уходят по-хорошему, то нелояльный может сделать это в самый неудобный для компании момент.

Быстро вернуть лояльность сотрудников не удастся. Разовые меры, будь то новогодний корпоратив или премия к Новому году, не помогут. «Лояльность повышается постепенно, медленно, когда компания в течение долгого времени демонстрировала свое внимание к людям», — уточнила Елисеева. «В дальнейшем при положительной ситуации на рынке труда результатом падения лояльности может быть высокий процент текучести кадров», — добавляет Елена Родкина, руководитель службы персонала компании Ralf Ringer.

Сейчас снижение градуса любви к компании для большинства работодателей незаметно, но в будущем это может повлиять на финансовые результаты. «Когда рынок начнет резко расти, компания останется без сотрудников, способных вывести ее на новый уровень», — прогнозирует Наталья Курантова, директор по продажам Kelly Services.

В этом году работодатели не только не решили кадровые проблемы, но и заложили мину замедленного действия на послекризисные времена.

Опрос

Причины лояльности

Источник: «Анкор»