Еще 21 октября страны, обладающие крупнейшими запасами голубого топлива (Иран, Катар и Россия), договорились, что будут координировать свои действия на газовом рынке. Однако для создания полноценной международной организации, способной влиять на стоимость сырья, необходимо выполнить еще ряд условий.
Шире круг
Прежде всего готовящиеся создать картель страны должны будут привлечь к сотрудничеству и другие газовые державы. Как отметил в преддверии встречи в Москве министр энергетики Сергей Шматко, организаторы саммита постарались максимально расширить круг участников. "Мы ожидаем министров примерно из 12 стран", - пояснил чиновник. Хотя состав участников и не ясен окончательно, можно смело предположить, что в российскую столицу приедут помимо иранцев и катарцев еще и представители Алжира, Боливии, Брунея, Венесуэлы, Египта, Индонезии, Ливии, Малайзии, Нигерии, ОАЭ, Омана и, возможно, даже Тринидада. Все эти страны имеют значительные объемы газовых резервов.
Дисциплины нет
Другим немаловажным этапом, который предстоит пройти при создании картеля, - это установление правил, по которым он будет работать. Дело в том, что подписать устав организации и определить источники формирования ее бюджета не так сложно. Куда сложнее заставить всех членов газового клуба выполнять его решения. Это является основной проблемой в уже существующем картеле - нефтяной ОПЕК, где зачастую постановления о сокращении добычи выполняются далеко не всеми странами организации. Результатом этого стало то, что ОПЕК практически утратила влияние на ценовую конъюнктуру.
Вполне вероятно, что в новой организации, так же как и в нефтяном картеле, возникнут несколько центров силы, которые будут пытаться доминировать и вести независимую политику.
Не хотят ОПЕКи
У создания такой организации есть и влиятельные противники. Так, еще в 2007 году, когда впервые зашла речь о создании газового клуба, Конгресс США большинством голосов одобрил законопроект, объявляющий незаконным создание любых картелей по типу ОПЕК. Закон называется НОПЕК (No Oil Producing & Exporting Cartels Act).
Стоит отметить, что у противников создания газовой ОПЕК есть весьма существенные аргументы. Так, например, доля США в мировой добыче природного газа составляет около 20% - слишком значительная цифра, чтобы не считаться с ней при регулировании цен на мировом рынке. Прибавим сюда еще 6 с лишним процентов, которые дает давний партнер Америки Канада, и получится, что устанавливать монопольные цены у новоиспеченного картеля просто не будет возможности.