Анекдот намекает на мистические мотивы, которыми щедро приправлены оба эти произведения, разумеется, не сопоставимые по творческому уровню и заложенной в них философии. Роман Булгакова - один из шедевров мировой литературы, трудно выстраданный Мастером, а книжка про Гарри Поттера в торопливом изложении бывшей школьной учительницы Джоан Роулинг, которую, говорят, она начинала писать на школьных промокашках, - это все-таки "легкоусвояемое" чтиво, своего рода товар на рынке развлечений.
Товар этот, в том числе и в блестящей кинематографической упаковке, продается совсем даже неплохо. За месяц шествия по экранам мира четвертый фильм "Гарри Поттер и кубок огня" уже собрал в прокате 700 миллионов долларов, а если сложить вместе все доходы от этого проекта, включая выпуск футболок, брелоков, игрушек и прочей продукции, то сумма будет поистине астрономической. Рекламная шумиха, сопровождающая выход книг и фильмов, вербует в ряды приверженцев шустрого, находчивого очкарика, обладающего магическими способностями, все новых волонтеров. На иглу "поттерианы" подсажены тинейджеры едва ли не со всего мира, в том числе и наши вполне половозрелые юноши и девушки.
Ничего заведомо худого в этом тем не менее нет: книги Роулинг, при всей их литературной заурядности, плохому не учат. В них добро так или иначе побеждает зло, честность и справедливость одерживают верх над хитростью и алчностью. По сути, экранная "поттериана" - это некий аналог наших старых волшебных киносказок в исполнении Роу или Птушко только с новомодными компьютерными прибамбасами и прочими техническими чудесами, неизбежно, увы, повторяющимися по мере возникновения все новых фильмов неистощимой "поттерианы".
Четвертый фильм про Гарри Поттера, строго говоря, ничем не отличается от фильма первого. Режиссеры разные, а результаты похожи. Мы видим на экране все те же умопомрачительные компьютерные эффекты, все те же лихие полеты учеников школы Хогвартса на метле, все то же жонглирование волшебными палочками, все то же неутомимое соперничество подростков, которое выражается то в добродушном, то в достаточно злобном подтрунивании друг над другом... Все новации четвертого по счету фильма связаны разве только с возрастом быстро матереющих юных актеров, которые в полном соответствии с четвертой книгой и, простите, юношеской физиологией начинают испытывать некое неясное им самим эротическое томление. Обаятельная Гермиона влюбляется в Виктора Крама - соперника Гарри Поттера по турниру трех волшебников, ну а самого Поттера неудержимо влечет к китаянке Чо Чанг...
Эти интимные, любовные мотивы внедрены в фильм достаточно целомудренно, тем не менее, когда Гарри впервые в экранной "поттериане" в гигиенических целях обнажил в кадре торс, утопив остальные части тела в густой мыльной пене, моя юная соседка по ряду чуть не завизжала от восторга. Что будет твориться в зале, когда Гарри Поттер повзрослеет и ему придет время в фильме под номером 5 или 6 перейти к поцелуям, я просто не представляю...
А в принципе "поттериана" может стать самым "долгоиграющим" проектом мирового кино и переплюнуть даже "бондиану" - ведь юные зрители растут вместе с юными актерами, и жизнь впереди у них еще очень длинная. Не говоря уже о том, что у экранного Гарри Поттера могут со временем родиться талантливые в трудном искусстве магии дети...