НЕ РАЗОБРАТЬСЯ БЕЗ ВЕТЕРИНАРА

Решение России приостановить импорт из Польши мяса и мясопродуктов, зерна, муки, картофеля, лука, яблок, растительного масла, цветов, изделий из дерева было принято на основании выявленных - и не разовых, а регулярно повторяющихся - фактов поставки этих товаров по фальшивым ветеринарным и фитосанитарным сертификатам. Самое крупное нарушение - ввоз 420 тонн печени заокеанского происхождения по поддельным документам польских предприятий.

Конечно, эмбарго - это удар по слабому месту. Продовольствие занимает пятую часть всего польского экспорта в Россию. По оценкам, месячные потери фирм-экспортеров составят около 85 миллионов долларов. Высказывания польских радикалов укладывались в расхожий штамп: Москва, мол, опять пытается использовать грубый экономический нажим как инструмент внешней политики для ущемления суверенитета Польши. "Хочу думать, что речь идет об испорченном мясе, а не об испорченной политике", - признался министр иностранных дел РП Стефан Меллер. Тем не менее правительство создало межведомственную комиссию для выявления нарушений и поиска выхода из создавшегося положения. Министр сельского хозяйства Кшиштоф Юргель высказал готовность "в любую минуту уладить вопрос с Москвой".
По просьбе корреспондента "Труда" свой комментарий дал торговый представитель Российской Федерации в Польше Николай ЗАХМАТОВ.
- Еще летом нам стало известно о появлении фальшивых сертификатов на поставляемое из Польши продовольствие. По поддельным документам были вывезены, к примеру, 24 фуры печени, в основном через Литву. О том, что сертификаты подделываются, был проинформирован главный санитарный врач Польши. Наша сторона просила поляков навести порядок. Но они, к сожалению, никаких действий не предприняли. Россия отреагировала, как и положено.
- Польская пресса писала, что санкции были неожиданными, введены буквально на следующий день после получения предупреждения.
- Это неправда. Главный ветеринар Польши в сентябре подтвердил своим письмом, что он получил наш сигнал и подал заявление в прокуратуру о фальсификации. Пока поляки ждали, что ситуация рассосется сама собой, было выявлено более двух десятков случаев экспорта по поддельным сертификатам животноводческой продукции, а по растениеводческой - еще сорок. С очередным предупреждающим письмом обратился к польской стороне Россельхознадзор И снова никакой реакции. После этого и было принято известное решение.
- Некоторые польские политики и аналитики высказались в том духе, что многие государства допускают подобное нарушение. Россия, дескать, отыгрывается на их стране.
- В нашем случае есть конкретные факты, конкретные фирмы, конкретные ветеринарные врачи, подписи которых подделывались на сфальсифицированных документах. Если мясокомбинат забивает в месяц сто коров (а печень у коровы весит семь-восемь килограммов), откуда у него взялось за тот же месяц 400 тонн печени для поставок в Россию? Большинство субпродуктов, которые шли к нам под польской маркой, были, как выясняется, из третьих стран.
- Просила Польша Евросоюз вмешаться в конфликт?
- Была попытка переложить вопрос на Комиссию ЕС, но это не входит в ее компетенцию, это проблема двусторонних отношений. В свое время мы предлагали Еврокомиссии подписать соглашение о едином ветеринарном сертификате, в таком случае она брала бы на себя ответственность за каждую страну - члена ЕС. Еврокомиссия этого не захотела сделать.
- Как, на ваш взгляд, разрешится ситуация?
- Прежде всего в рамках соглашения об экономическом сотрудничестве, которое было подписано в прошлом году взамен денонсированного Польшей после вступления в ЕС торгового договора. На основе этого соглашения воссоздается межправительственная комиссия, но до сих пор она практически не работала. Сейчас поступило предложение польской стороны провести ее заседание в ближайшее время. В Москву приглашены польские продовольственные эксперты, которые готовят встречу руководителей ветеринарных и фитосанитарных служб, а возможно, и министров сельского хозяйства. Российская сторона крови не жаждет, мы просто хотим навести порядок во взаимной торговле, - сказал в заключение Николай Захматов.
"Мы предоставим россиянам новые, более строгие процедуры контроля экспорта продуктов, введем новые сертификаты, более защищенные от возможной подделки, - заявил в свою очередь главный ветеринарный врач Польши Кшиштоф Яжджовский. - Кроме того, к усиленному контролю подключаются таможенные службы на границе, которые до сих пор не проверяли соответствие содержимого транспорта ветеринарным сертификатам. Мы хотим быстро переубедить Москву, что это уже не повторится". Понятно, что для польских переработчиков сельхозпродуктов потеря рынка на Востоке может означать сокращение производства и увольнение работников. И без того последние пять лет дефицит в товарообмене Польши с Россией превышает три миллиарда долларов в год.