БИЗНЕС ВНАКЛАДЕ НЕ ОСТАНЕТСЯ
С объявлением Минфином примерных базовых тарифов обязательного страхования автомобильного транспорта по статье "Гражданская ответственность" (ГО) многих представителей доблестного страхового бизнеса как прорвало: жалуются, что теперь они будут еле-еле сводить концы с концами, что "обязаловка" их чуть ли не разорит... Окститесь, господа! Вы только что были готовы перегрызть друг другу глотки за место в новой нише страхового бизнеса, которую в народе называют "автогражданкой". Дрались, как львы, а победили - акулы. И пробили в Минфине такие высокие тарифы, что, если соразмерить их с реальными нашими зарплатами, то впору хвататься за голову. Однако дело сделано, назад не воротишь. И хвататься за голову автомобилистам остается теперь с одной целью: как заплатить поменьше акулам страхового бизнеса. Поверьте, дорогие коллеги по баранке, они в накладе никогда не останутся, а вот мы - запросто. Если не приготовимся.
Какие же базовые тарифы предложены на рассмотрение правительства? За основу для обычных автовладельцев взята цифра, мягко говоря, потолочная - 2 110 рублей в год, для организаций - 2 950 рублей. Не повезло таксистам: с них решено брать 9 500 рэ. От этих цифр каждый регион и будет "плясать", то есть устанавливать свою базовую ставку страхового полиса согласно предлагаемым территориальным коэффициентам. В Москве он будет равен 2. Значит, рядовой столичный обладатель "мерса", "запорожца" или "жигулей" (для всех машин ставки одинаковы) должен отдать страховщикам 4 220 рублей в год. В Питере коэффициент равен 1,6, в Ленинградской области - 1,3, в Комсомольске-на-Амуре - 1, а вот на Чукотке - всего 0,6. В Московской области он колеблется от 1,1 до 1,4. Возьмите калькулятор и посчитайте - узнаете, какие суммы надо готовить к 1 июля 2003 года.
Однако на этом "обираловка" не заканчивается. Кроме территориального коэффициента, вводится еще несколько. Один из них - возрастной. Все московские водители, кому меньше 22 лет, должны произвести такой подсчет, чтобы узнать размер оплаты полиса: помножить базовую ставку на 1,5 и приплюсовать к 4 220. Получится 7 375. Но это не все. Если водительский стаж менее 2 лет, то в силу опять вступает еще один коэффициент - стажерский. Он равен 1,2. В рублях - 2 536. И эту сумму прибавить надо к 7 375. Выйдет уже 9 911 рубликов. А если у юного водителя еще и было грубое нарушение правил дорожного движения, например, создание аварийной ситуации, то к получившейся цифре пусть приплюсует базовую ставку, помноженную на 3 - 6 330. Пониженных коэффициентов за безаварийную езду не предусмотрено. При стечении всех негативных показателей, короче, за обязательный страховой полис ГО придется платить 16 241 рубль.
Однако не пугайтесь. Эти расчеты я привел для того, чтобы вы поняли, насколько алчны страховые бизнесмены. Ведь это было их предложение. И некоторые, думаю, будут придерживаться правил, которые установят сами. Поэтому, если вам предложат платить по их расчетам, то знайте: вас хотят обмануть. Государственный страхнадзор все-таки сжалился над водительской молодежью и установил другой коэффициент - ограничительный. Если молодой человек не совершил еще грубых нарушений ПДД, то ему нужно платить сумму, которая не превышает базовую в три раза. То есть 6 330 рублей. При наличии грубого нарушения ограничительный коэффициент поднят до 5. Тогда окончательная стоимость страхового полиса выливается в 10 550 рэ. Тоже не мало! Однако не 16 с лишним тысяч. Попутно должен сказать о том, что ждет не водителей, а пассажиров такси. По всей вероятности, плата за проезд на "зеленом огоньке" после 1 июля будущего года подорожает: оплачивать высокую страховку придется клиентам.
Напомню, что сегодня добровольная "автогражданка" стоит от 70 до 150 долларов США. Страховщики советуют страховать авто сейчас, а не ждать указанного в законе срока. Не знаю, не знаю - кому как. Сказать могу по этому поводу вот что. Выплата по обязательному страхованию гражданской ответственности предусмотрена в размере 400 000 рублей. При этом на ремонт можно тратить только 160 000, а на компенсацию здоровья пострадавших людей - 240 000 рублей. Если же пострадала всего одна машина и всего один человек, то суммы соответственно уменьшаются до 120 000 ($3 750) и 160 000 ($5 000) соответственно. Сейчас, заплатив за коммерческое страхование ГО от 120 до 150 долларов США, вы можете рассчитывать на возмещение ущерба в пределах 10 000 "зеленых". Есть разница?!
ОБОЙДИ ЗАКОН ПО... ЗАКОНУ
В так называемых цивилизованных странах, где страхование авто существует многие десятилетия, каждый владелец старается любыми путями заплатить как можно меньше, а получить как можно больше. И это многим удается, несмотря на то, что и за кордоном страховщики стараются надурить клиентов. Некоторые плательщики даже нанимают специальных адвокатов, которые помогают им обойти законы и в то же время не нарушить их. К сожалению, российские автовладельцы еще не поднаторели в таких делах. Поэтому предлагаю создать копилку опыта. Если у вас есть предложения - поделитесь с другими. Здесь я предлагаю несколько вариантов действий, которые пригодятся при страховании авто в любой компании. О том, как выбрать страховщика, скажу ниже.
Первый. Он очень сомнительный, но многие мои знакомые уже настроились совсем не платить страховку. Подумаешь, говорят они, лучше отдавать гаишникам штраф, чем выкладывать огромные суммы за полис. Давайте посчитаем. Если вы забудете полис дома 1 января 2004 года, то дорожный инспектор вправе брать с вас от 50 до 100 рублей. После этого вам придется привезти страховые бумаги в группу разбора ГИБДД и получить разрешение ездить дальше. При отсутствии полиса гражданской ответственности штраф колеблется от 300 до 500 рублей. Конечно, можно договориться и дать гаишнику стольник из рук в руки, как говорится, не отходя от обочины. Но надолго ли хватит у вас стольников?!
Второй. Он касается молодежи. Если пожилой папаша с огромным стажем вождения авто даст доверенность своему потомку, а в страховой полис впишет имя сына (кстати, возможно и такое положение, при котором на любого человека, севшего за руль, страховка распространяется), то платить за полис будет владелец, то бишь отец. И по правилам, предусмотренным именно для него. Это действие можно производить совершенно спокойно, поскольку никакого нарушения закона тут не наблюдается. Правда, есть одна закавыка. Страховщики, поговаривают, хотят самолично ввести доплату в размере 20 процентов ставки, если в полис вписывается еще одно лицо. Разрешат им это делать или нет - никто не знает. Когда вопрос прояснится окончательно, надо считать, что выгоднее.
Третий. Им можно пользоваться тоже с оглядкой и калькулятором в руке. Заключается он в том, чтобы ваша машина была зарегистрирована, допустим, не в Москве, а в другом месте. Конечно, ездить с чукотскими номерами (территориальный коэффициент равен 0,6) по столице не очень-то удобно, но с подмосковными (территориальный коэффициент равен 1,1-1,3) - вполне приемлемо. Только, повторяю, надо тщательно все просчитать.
Четвертый. Он для тех, кто не пользуется машиной в зимнее время, а ездит на ней в основном на дачу в бесснежное время. Есть такой вид страхования, как сезонное. Почему бы не воспользоваться им?! Понятное дело, гаишники будут придираться, но, если их припугнуть законом, то все, полагаю, обойдется. Естественно, если машина попадет в аварию зимой, то оплачивать нанесенный ущерб другому автомобилю придется из своего кармана.
Пятый. Он относится больше к экономии нервов, которые тоже стоят больших денег, и заключается в правильном поведении на дорогах. До 2004 года, а может, и дольше, государственные машины не будут страховаться - у нашего правительства нет денег. Это значит, что после столкновения не по вашей вине с машиной любого госпредприятия вам придется иметь дело не со страховиками, а с функционерами государственного сектора. Сами понимаете, что от них можно ждать чего угодно, кроме возмещения ущерба. Их выколачивание обернется хождениями по судам. Нередко после таких аварий пострадавший так и не получает компенсации. Так что берегитесь разных машин коммунальщиков, уборщиков и других госконтор.
ВЫБИРАЙ, НО ПРОВЕРЯЙ
Слов нет, страхование необходимо. Хотя бы для того, чтобы обезопасить себя от дорожных пиратов, которые настолько обнаглели, что спасу от них нет. О других его преимуществах и выгодах страхования ГО мы еще поговорим. А сейчас попытаемся разобраться в том, как выбрать страховщика, в какую страховую компанию отнести свои деньги, чтобы не было "мучительно больно"... Выбирать надо уже сейчас, поскольку, когда приспичит, будет поздно. Перво-наперво стоит собрать типовые договоры нескольких страховых фирм и внимательно их изучить. Сначала самому, потом вместе с юристом. Не помешает найти и поговорить с клиентами нескольких фирм. Особенно с теми, кто попадал в неприятные ситуации и обращался за помощью в страховую контору. Очень четко надо представлять себе, что страховщики считают ущербом, за который готовы выкладывать деньги. Обычно под ущербом понимается повреждение или уничтожение авто в результате дорожно-транспортного происшествия, пожара, стихийного бедствия, воздействия инородных предметов (банка упала с балкона на крышу, дерево повалилось на капот), противоправных действий третьих лиц. На первый взгляд, этого вполне достаточно. Но не спешите с выводами. Говорить об этом заставили меня трагические события на Дубровке. Оказывается, многие страховщики не включают в ущерб повреждения, которые получены в результате террористических актов. Думаю, что в такие компании ходить не следует. Сами понимаете, в каких условиях мы живем. Большинство страховых фирм не включают в список возмещаемых убытки, возникшие в результате военных действий, маневров, других военных мероприятий, гражданских волнений, митингов, забастовок. Только представьте: какие-нибудь защитники сексменьшинств или борцы за права тараканов соберутся группкой и поколотят стекла вашего авто, а страховщик откажется оплачивать ремонт - каково?! Горьким окажется и столкновение с военной машиной, водитель которой всегда скажет, что находился на маневрах по городу-герою Москве.
Надеюсь, что ядерного взрыва не предвидится, поэтому соглашаюсь с компаниями, которые не собираются платить за ущерб, который может быть нанесен атомной бомбой. Если вы съездили в Чернобыльскую зону на машине, то очищать ее от радиоактивного заражения страховщики по каким-то непонятным причинам не станут. А ведь это тоже ущерб. Когда разобрались с оплатой ущербов - чем их больше, тем лучше - проверьте, какие сроки устанавливает фирма для подачи заявлений после ДТП. Они должны быть большими, чтобы вы успели прийти в себя после аварии и спокойно разговаривать со страховщиками.
Полезно в наше лихое время, конечно, выяснить, есть ли на фирме специальная группа, которая выезжает на место происшествия. Это нужно опять же для того, чтобы не бояться пресловутых разборок на трассах с дорожными бандитами. Кстати, подставлялы знают точно, какие страховые компании высылают на разборки очень лихих ребят и не трогают машины, застрахованные в них. Не забудьте сравнить и скидки, которые делают некоторые фирмы, например, за безаварийную езду.