Не успели стихнуть страсти по поводу пенсионной реформы, как где-то в верхах возникла идея повысить цены на колбасу
Нагловатая напористость государевых слуг, помноженная на мелочность и крохоборство, просто изумляет, хотя, казалось бы, сколько можно удивляться. Но здесь... Не успели стихнуть страсти по поводу пенсионной реформы, как где-то в верхах возникла идея повысить цены на колбасу. Экспертный совет при правительстве предложил уравнять водку с закуской, то есть ввести акциз на продукты переработки мяса — колбасу, сосиски, бекон. По 2,41 доллара, или чуть более 160 рублей за кило. В этом случае популярная докторская поднимется в цене с нынешних 500-600 до 660-760 рублей — почти на четверть.
Не выдержал даже матерый Жириновский: «Вы чего добиваетесь? Чтобы весь народ на улицы вышел?» — написал он в своем «Твиттере».
Не забудем: колбаса в России — это не просто верхняя часть бутерброда, это продукт сакральный. По его доступности для населения еще в советские времена определялся уровень жизни людей. «Длинная, зеленая, с красной полосой, пахнет колбасой» — это об электричках, в которых наши люди вывозили в провинциальные города и поселки с пустыми прилавками докторскую и любительскую, купленную в супермаркетах столиц и крупных городов. Власть не одобряла такого «самоснабжения», но и не мешала. Ибо понимала: отними у народа эти колбасные обрезки — он возмутится всерьез. И тогда жди чего угодно, вплоть до нового залпа «Авроры».
Смешнее всего объяснение причины очередного приступа заботы о человеке. Если повышение пенсионного возраста напрямую связали со стремлением продлить активное долголетие российского человека (убрав при этом с глаз статистику в ряде регионов, где половина мужиков до 65 просто не доживает — ни активно, ни пассивно), то теперь колбасу предлагается обложить акцизом из-за ее повышенной вредности для здоровья. Вот и в государственной программе «Укрепление общественного здоровья» черным по белому записано, что продукты переработки красного мяса «содержат канцерогены и повышают риск возникновения рака, а также ишемической болезни сердца, инсульта и сахарного диабета 2-го типа».
Забота проявлена очень вовремя: именно сегодня, согласно опросам портала Rabota.ru, 91% населения нашей страны отвечают, что им приходится экономить на еде. Но правительственные чиновники вслед за покойной французской королевой Марией-Антуанеттой, рекомендовавшей народу за неимением хлеба кушать пирожные, тоже предлагают подобные перемены в рационе. «Полученные от сборов средства следует направить на субсидии для производителей наиболее полезных продуктов питания», — записано в рекомендациях правительственного экспертного совета. Например, отменить или снизить НДС на орехи, бобовые, цельнозерновые продукты, оливковое масло, свежие овощи, зелень и фрукты. Ибо сегодня, по данным Росстата, в стране наблюдается снижение потребления фруктов и овощей.
Ау, чиновники, вспомните, какая участь постигла коронованную француженку!
Предложения экспертного совета уже направлялись в Министерство здравоохранения и вернулись с одобрением «колбасных» ограничений, поскольку «данные меры рекомендованы ВОЗ как эффективные при борьбе с неинфекционными заболеваниями».
Правда, при первых же протестах, стремительно набирающих лайки в соцсетях, Минздрав дал задний ход. А производители мясной продукции дружно выступили против акциза. «Фискальные инструменты не способствуют укреплению здоровья нации и увеличению продолжительности ее жизни», — заявил руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. И добавил, что сегодня «не все граждане готовы перейти на салатик». И, как мы понимаем, не только по причине невежества и несознательности, а потому что опыты выживания на 3,5 тысячи рублей в месяц показывают: за каждую калорию надо сражаться до последнего, иначе кранты. А какие калории в салатном листе?
Но главное слово остается за Минфином, продолжающим нервно и судорожно искать все новые и новые способы пополнения казны. По сообщениям прессы, сейчас в коридорах исполнительной власти обсуждается еще три «сравнительно честных способа» отъема денег у населения. Во-первых, введение налога на тунеядство или чего-то подобного. Известно, что в соседней Белоруссии в 2015 году издавался декрет «О предупреждении социального иждивенчества», согласно которому лица, проживающие на территории республики и не имеющие официальной работы более 183 дней в году, были обязаны ежегодно уплачивать налог в размере 20 базовых величин, то есть порядка 200 долларов. Однако менее чем через два года после массовых протестов действие декрета приостановили.
В России творчески переработали опыт. В Госдуме готовится обсуждение другого законопроекта, по которому взрослых, но не работающих граждан обяжут платить за себя страховые взносы в социальные фонды: Пенсионный и обязательного медицинского страхования. Во-вторых, обсуждается возвращение в страну налога на бездетность — под предлогом, что он якобы будет способствовать резкому улучшению демографической ситуации. Во всех углах правительственных кабинетов ищутся старые грабли с твердым намерением наступить на них еще и еще.
А на заседании комитета по инфраструктуре в Санкт-Петербурге предложили рассмотреть вопрос о введении налога... на велосипеды. Правда, называться он должен благородно — «утилизационный взнос». И при этом тянуть на 10% от стоимости двухколесного друга. А что, тоже забота о человеке, о каждом из нас, грешных: этак, без налога, мы великие пространства от Питера до Камчатки завалим старыми велосипедами.
Кстати, тут тоже можно ссылаться на отечественный опыт. В России такой налог — правда, местный — существовал более 100 лет назад. К примеру, в Симбирске в начале прошлого века владелец велосипеда должен был заплатить 50 копеек, чтобы получить разрешение на передвижение. Но акциз на колбасу даже при проклятом царизме не вводили...