Журнал «Форбс» в статье «Точка отрыва» анализирует тот не простой путь, который проделал Савельев, буквально «вытягивая» компанию. «В «Аэрофлоте», где контроль принадлежит государству, под руководством Савельева происходят перемены, которые трудно не заметить. - пишет главный редактор журнала «Форбс» Елизавета Осетинская. - Еще несколько лет назад неповоротливый гигант не имел даже приличного сервиса бронирования электронных билетов, а регистрация через интернет была чем-то экзотическим». Сейчас – аккаунты «Аэрофлота» во всех социальных сетях, сам Савельев через свою страничку в Твиттере постоянно общается с пассажирами, молниеносно реагируя на любые жалобы.
Главный редактор «Форбса» Елизавета Осетинская отмечает небезынтересную тенденцию: среди наиболее эффективных управленцев, представляющих команду Путина, которым удалось в действительности сделать компании максимально клиентоориентированными и добиться максимальных успехов, особо выделяются именно глава «Аэрофлота» Виталий Савельев и президент Сбербанка Герман Греф.
«Аэрофлот» - это компания, которая с каждым годом становится лучше. И это главная заслуга топ-менеджмента. Сегодня времена не простые и в целом для мировой авиации, и для гражданской авиации России, но даже в этой ситуации топ-менеджмент «Аэрофлота» находит возможность не просто поддерживать уровень сервиса, но улучшать его», - соглашается главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров.
«К 2025 году мы будем перевозить 75 млн пассажиров в год, войдем в двадцатку крупнейших авиакомпаний в мире, мы от своей стратегии не откажемся», - говорит Савельев. Задачи, которые ставит перед собой Савельев, впечатляют экспертов. ««Аэрофлот» сегодняшний – это одна из самых неплохих российских компаний. И это реально так. Во всех международных рейтингах он выглядит очень достойно. А любая компания, которая имеет хорошие рейтинговые позиции, интересна и с точки зрения инвестиций», - констатирует гендиректор компании «Финэскпертиза» Агван Микаелян.
Аналитики издания отмечают тот факт, что путь на вершину был не самым простым для Савельева. С улыбкой вспоминается тот факт, что поначалу генеральный директор авиакомпании, пришедший из IT-технологий, называл самолетный двигатель мотором, что сильно раздражало пилотов. А первые менеджерские решения, которые Савельев провел «в жизнь» были достаточно не простыми. По итогам 2009 года «Аэрофлот» уволил 2335 человек, с 53 до 34 были сокращены руководители подразделений, с 14 до 9 — заместители генерального директора. «В среднем по отрасли на 1 млн пассажиров нужно 1000 сотрудников, у нас было 1700 при перевозке менее 10 млн пассажиров», — приводит цитату Савельева журнал «Форбс».
Сменив весь топ-менеджмент, Савельев за год сократил запланированные прежним руководством расходы на $958 млн. Самая большая статья затрат компании (около 30%) закупки топлива. Сначала «Аэрофлот» начал покупать топливо на конкурсной основе, и экономия составила $26 млн в год, а потом — напрямую у нефтяных компаний по формуле, привязанной к мировым биржевым ценам, что принесло экономию $50 млн в год.
После аудита информационных систем управления 180 программных комплексов заменили на четыре базовые платформы, автоматизировали бухгалтерский и налоговый учет, бюджетирование, управление закупками и запасами, техобслуживание и ремонт самолетов. В ходе замены выяснилось, например, что по 2500 договорам компания платила за услуги по два раза. Доходило до абсурда: на складах нашелся трехлетний запас колес и шасси от самолетов, которых уже не было в парке.
Новаторские идеи, которые Савельев без устали генерировал и вводил, очень быстро дали свои результаты. Лидерство российского перевозчика сегодня признано не только на внутреннем, но и на глобальном рынке. в 2012 году российская компания получила самые высокие оценки пассажиров по качеству сервиса среди 16 компаний альянса SkyTeam. «Опрос консультантов из Bain&Company показал, что в 2011 году 52% пассажиров рекомендуют компанию родным и знакомым (в 2010 году – 44%). По оценке Савельева, прирост лояльности на один процентный пункт обеспечивает увеличение выручки на $15 млн», - отмечается в публикации. Причем, по оценке издания, добиться этих результатов удалось именно благодаря успешной и эффективной работе Виталия Савельева.
Новые технологии предложили и пассажирам: появился call-центр с возможностью телефонной регистрации и сайт с восьмиязычным интерфейсом и возможностью бронирования, покупки билетов и регистрации на рейс. «Высокие технологии — сильная сторона Виталия Савельева, — признает заместитель гендиректора компании «Ютэйр» Лев Кошляков, работавший заместителем генерального директора «Аэрофлота» с 2001-го по май 2012 года.
Эксперты отмечают тот факт, что именно при Савельева в «Аэрофлоте» полностью обновился парк воздушных судов, который на сегодняшний день является самым молодым в Европе. «Это новые, качественные воздушные суда. И я бы еще отметил, что качество воздушных судов на внутренних линиях у «Аэрофлота» не отличается от международных. Если раньше, у советского «Аэрофлота» даже были разные стандарты обслуживания на внутренних линиях и на международных, то сегодня не ощущается никакой разнице. Это те же самые новые самолеты с таким же профессиональным экипажем», - подчеркивает главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров.
Эксперты строят очень позитивные прогнозы на рост «Аэрофлота». Уже через пять-семь лет «Аэрофлот» будет вполне сопоставим по маршрутной сети с ведущими европейскими компаниями, такими как Lufthansa, Air France или Turkish Airlines. «У наших компаний очень важное преимущество, — говорит Борис Рыбак из Infomost. — Европейские перевозчики растут на проценты, наши — на десятки процентов».
Сам Савельев убежден, что в будущем Москва превратится в международный хаб. Город отлично подходит для этого, ведь находится не только между Европой и Азией, но и между Индией и Северной Америкой. А это значит, что преспективы развития «Аэрофлота» увеличатся еще в несколько раз.