Европе больше не нужны машины

Следующий год будет наихудшим по продажам за последние 18 лет

Продажи автомобилей в 2012 году в Западной Европе станут рекордно низкими. В России же машины, несмотря на уже заявленный Алексеем Кудриным кризис, покупали и будут покупать.

О серьезном спаде на рынке Западной Европе заявили в центре автомобильных исследований CAR. По прогнозам специалистов центра, падение на рынке — не новость. Однако вот 2012 год может стать наихудшим по продажам за последние 18 лет.

По словам директора центра CAR Фердинанда Дуденхеффера, продажи упадут в среднем на 5,3%. На первый взгляд, не такой уж и страшный показатель. Только вот в численном выражении это порядка 671 тысячи автомобилей.

Причиной падения станет, конечно же, долговой кризис, который пока главным образом на себе ощущают Испания и Италия. Так, уже в 2011 году по итогам первых девяти месяцев реализация авто в Европе снизилась почти на 1%. «Больше всего от этого пострадали итальянский концерн Fiat, французский PSA Peugeot Citroen, а также Renault. Падение продаж в Европе также показывают японские марки Toyota, Suzuki и Mazda», — пишет аналитическое агентство «Автостат».

Россия — не Европа

Россия же в европейском падении участвовать не собирается. Как уже писал «Труд» в статье «Новая машина: то ли кризис, то ли действительно надо», уровень потребления продуктов автопрома россиянами все растет и растет.

Крупнейшие автоконцерны отмечают: растут как поставки, так и продажи. Так, о хороших темпах роста заявили в Nissan и Toyota. Данные подтверждаются и статистикой. Начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун привел цифры: по итогам первых девяти месяцев в России было реализовано 1,92 млн. единиц легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта. И это количество на 45% превосходит прошлогодние результаты.

Цифры иногда обманывают, но не сильно

Такие темпы, судя по прогнозам экспертов российского рынка, сохранятся и в 2012 году. Ничего не изменится не только потому, что насыщенность автомобилями низкая, но и потому, что машина окончательно превратилась из пресловутой роскоши в средство передвижения.

«Пора признать, что автомобиль необходим. Это уже не способ вложить деньги. Люди стремятся покупать, но покупательная способность падает», — комментирует цифры вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский.

Но, по его словам, не стоит забывать, что статистика — наука лукавая. И работает это у нас в стране примерно так: житель крупного города купил себе новый «Мерседес», а свою подержанную иномарку продал соседу родителей в пригород.

«Тот обрадовался и продал свою старенькую „Волгу“ знакомому в деревню. А у того никогда ничего лучше ржавого „Запорожца“ не было. И вот уже последняя машина, может быть, никому будет и не нужна. Но по факту на одну покупку пришлось еще три продажи. Возможно, цифры по реализации автомобилей подогреваются еще и этим», — отмечает Леонид Ольшанский.

И продажи в 2012 году, по мнению эксперта, будут на том же уровне, просто в столице будут покупать дорогие автомобили, в крупных городах России — машины подешевле, а чем дальше вглубь страны будет уходить рынок автопрома, тем меньше денег будут готовы выложить конкретные покупатели за новое средство передвижения. Но некоторую сумму выложить будут готовы, потому что наличие собственного средства передвижения стало нормой жизни.