Бывший директор кредитного департамента шведского банка «Свенска Хандельсбанкен» Дмитрий Шмырев дважды через суд получал компенсацию от работодателя за незаконное увольнение.
Дмитрий Шмырев работал в «Свенска Хандельсбанкен» с 2005 года, момента открытия шведского банка в России. Проработав в банке два года, узнал, что в его услугах здесь больше не нуждаются.
Директор по клиентским отношениям, он же неформальный руководитель банка, Сванте Андербак сообщил Дмитрию, что на его место назначена гражданка Швеции Анн Форсселиус, и объявил Шмыреву о понижении. Однако, не предложив никакой должности, через месяц заявил, что Шмырев должен добровольно уволиться, а после отказа объявил ему о сокращении.
«Профессиональных претензий мне никогда не предъявлялось. Андербак просто сказал мне, что они решили назначить на мое место своего человека», — рассказывает Дмитрий.
Дмитрию Шмыреву удалось доказать в суде, что увольнение произошло незаконно.
«Кадровая политика банка состоит в том, что при открытии филиала нанимается местный персонал, — поясняет Дмитрий. — Он „ставит“ банк, а потом на руководящие должности приводят своих людей — и это реальная причина моего увольнения».
Начальник отдела персонала банка Юлия Хиванцева не согласна: «Никакой дискриминации российских работников в банке нет: и
Дмитрий получил от компании компенсацию за вынужденный прогул в виде полутора миллионов рублей и был восстановлен в должности.
Вернувшись на свое рабочее место, Дмитрий обнаружил договоры, по его мнению, подписанные на заведомо невыгодных условиях для банка. С точки зрения Шмырева, без коррупции при их составлении не обошлось. Дмитрий сообщил о них генеральному менеджеру банка Эсе Терявяйнену, но тот никак не отреагировал.
Центробанк РФ не обнаружил в работе «Свенска Хандельсбанкен» никаких нарушений, однако Шмырева это не успокоило. «И тогда я вынужден был сообщить о нарушениях в управление внутренних дел по ЦАО», — рассказывает Дмитрий. Дело расследуется до сих пор.
После этого Дмитрия снова уволили. По официальной версии — сократили. Юрист, ведущий дело со стороны банка, Марина Рыжкова утверждает, что должность директора кредитного департамента давно уже не нужна, ее необходимо было сократить.
Суд и на этот раз
По мнению Дмитрия, банк выполнил решение суда только формально, так как нормально работать ему не дали. Его рабочее место было переведено в кабинет советника банка, отвечающего за безопасность. «У меня на компьютере была только одна программа — Microsoft Office, — рассказывает Дмитрий. — Не было ни доступа в интернет, ни доступа к документам банка, ни принтера — ничего». Он не мог даже спокойно прийти на работу и уйти с нее. «Мне выдали персональный пропуск, по которому я не мог войти в офис раньше 8.50 утра, а уходить я должен был не позже 18.10», — добавляет Дмитрий.
«Свенска Хандельсбанкен» обжаловал решение о восстановлении Шмырева на работе. Дело рассматривалось повторно. Информацию о том, что Дмитрию не давали работать, банк опровергает.
«Банк не был согласен с решением о восстановлении Дмитрия Шмырева на работе, считая его незаконным, — рассказывает Юлия Хиванцева. — Банк, полностью соблюдая требования закона, исполнил решение, восстановив Дмитрия Шмырева на работе, а после отмены решения Московским городским судом уволил Дмитрия Шмырева на этом основании».
Однако Дмитрий и его представители в суде продолжают считать, что увольнение является незаконным по причинам нарушения процедуры сокращения штатов и непредложения Дмитрию вакантных должностей. Теперь Шмырев и его адвокаты отправятся в Мосгорсуд, где надеются вновь победить банк.
В № 210 от 10 ноября 2010 года в статье «2 миллиона за увольнение» был допущен ряд фактических ошибок, которые редакция исправляет после перепроверки данных.