Напомним, что еще в 1994 году правительство Виктора Черномырдина разрешило "Аэрофлоту" и "Трансаэро" беспошлинно ввозить в Россию иностранные самолеты, если те в обмен согласятся покупать по лизинговой схеме новые российские лайнеры Ил-96 и Ту-204. Уже тогда эксперты сомневались, что это поможет загрузить авиазаводы заказами. Так и вышло.
С 1999 года главный российский авиаперевозчик ввез 27 пассажирских лайнеров из-за кордона, сэкономив, по разным оценкам, сотни миллионов долларов на неуплаченных таможенных платежах и НДС. Взамен за каждый Ил, взятый в лизинг, он обязался выплачивать в месяц около 350 тысяч долларов. Однако в 2002 году лизинговая компания в новом проекте договора увеличила ставку платежей до 500 тысяч долларов с учетом возросших требований заказчика по оснащению и отделке салона. "Аэрофлот" отказался платить по новой цене. В итоге сделка зависла, а первые Илы так и остались стоять недостроенными в заводских ангарах Воронежа.
Пока стороны выясняли отношения, пассажиры, оправившиеся от дефолта, так раскрутили маховик перевозок, что компании только и успевали отправлять всех их в полет. В этой ситуации "Аэрофлот" посчитал, что выгоднее летать на иностранных лайнерах. Тем более что цены на них, как и процентные ставки по лизинговым кредитам, резко упали после воздушной атаки террористов в США. После серии разбирательств в суде заказчик подписал новое соглашение со сроком начала поставок Ил-96 в 2005 году. Однако вопрос комплектования лайнеров до сих пор так и не согласован.
Надо полагать, теперь "Аэрофлот" еще попробует поторговаться, но отказаться от российских самолетов уже не сможет. Эксперты считают, что это стало возможным после того, как совет директоров компании возглавил помощник президента Виктор Иванов. Правда, сделку еще предстоит утвердить на собрании акционеров, но никто не сомневается, что решение поддержать российский авиапром не будет оспорено.
Летающая в основном на иномарках компания "Транс-аэро" также не собирается ссориться с государством, которое с недавних пор лоббирует интересы российских авиазаводов. В комментарии для "Труда" руководитель пресс-службы "Трансаэро" Сергей Быхал заявил, что компания никогда не отказывалась покупать Ту-204 по цене 25 млн. долларов, а контракт с "Ильюшин финанс Ко" (ИФК) застопорился из-за отсутствия готовых самолетов. "Нам до сих пор не могут предложить хотя бы один самолет в оговоренной комплектации. Поэтому "Трансаэро" пока заключило лизинговое соглашение с египетской компанией на приобретение трех Ту-204-120. Но мы готовы купить хоть сегодня российские лайнеры, если их нам предложит лизинговая компания. К сожалению, российский авиапром пока не освоил производство нужного количества машин. По плану модернизации авиапарка предусмотрена замена старых иномарок на новые самолеты, в том числе российского производства".
Будем надеяться, что решение авиаперевозчиков приобретать наши самолеты поправит ситуацию в отрасли. И российские авиазаводы, получив заказы, смогут не только делать заявления о намерениях, но и производить свои самолеты в нужном количестве.