БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

Что такое бюджет, известно, наверное, всем. Федерализм - тоже слово понятное. А вот сочетание "бюджетный федерализм" вызвало споры даже среди участников международного семинара, посвященного этому вопросу. В обсуждении темы "Бюджетный федерализм в России" приняли участие российские и зарубежные экономисты, эксперты, представители министерств и ведомств, депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители общественных фондов и организаций.

В ходе дискуссии было отмечено, что "бюджетный федерализм" - это политический процесс, направленный на выстраивание оптимальных взаимоотношений между вертикалями власти. В его основу должно быть положено правило: один налог - один бюджет. Пока у нас действует другой порядок: один налог - три бюджета (местный, региональный, федеральный).
Многие выступающие выражали мнение, что налоговую политику в стране необходимо совершенствовать на всех уровнях. Депутат Государственной Думы Андрей Климов обратил внимание на то, что если, например, руководитель субъекта Федерации решил ввести на своей территории какой-то налог, он может поплатиться за это должностью.
- На самом деле, - сказал А. Климов, - Федерация вправе устанавливать лишь федеральные налоги. А дальше ее дело - только определить принципы налогообложения. Налоговые же ставки и прочие детали - забота регионов.
В стране 89 регионов, очень разных по уровню развития. Есть так называемые "доноры", есть "депрессанты". Все они платят налоги в федеральный бюджет, а оттуда получают средства в качестве трансфертов. И вот здесь возникает немало вопросов. В общем-то, никто пока точно не посчитал, сколько же реально нужно региону, чтобы он выжил. Что должно послужить отправной точкой для начисления трансфертов?
Есть такое понятие - "минимальный социальный стандарт", в Бюджетном кодексе ему посвящен целый раздел. Однако при формировании трансфертов этот стандарт в действие не вводится.
К тому же регионы не имеют права распоряжаться ими по своему усмотрению, хотя на местах вроде бы проблемы виднее. Программа развития бюджетного федерализма в России, разработанная до 2005 года, также не решает этой проблемы. "В ней даже не определены источники финансирования муниципальных бюджетов, - подчеркнул депутат Госдумы Владимир Мокрый. - Это можно рассматривать как определенный показатель отношений власти. Считаю, что финансы и полномочия должны находиться в определенной пропорции. Другими словами, берите финансов, сколько хотите, но вместе с ними берите на себя и ответственность за их рациональное использование".
Вопрос разделения полномочий детализировал член Совета Федерации, заместитель председателя Комитета по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности Леонид Рокецкий.
- По сути, власть должна представлять собой треугольник, стороны которого составляют федеральная, региональная, муниципальная власти, - сказал он. - На деле у нас существует только два вида власти. Муниципальная фактически отсутствует, и ее никто не хочет укреплять. А ведь бюджетный федерализм без этого важнейшего звена существовать не может. Вот сложился стереотип, что без финансовой базы не может быть самоуправления. Я как практик считаю совсем наоборот: не будет местного самоуправления - не будет и финансовой базы. Будучи губернатором Тюменской области, я много занимался этим вопросом. Кое-чего успел добиться. Люди в селах, районах, городах начинали понимать, что они сами должны решать местные вопросы. У меня, например, не было проблем с детскими садами и школами. А ведь поначалу приезжаю в село - мне жалуются: "Нет денег образовательные учреждения содержать". Я отвечаю: если вы такое поганое село, что учителям платить не можете, пусть у вас будет не средняя школа, а восьмилетка, пусть ваши дети ходят неграмотными". И до людей доходило!
Л.Рокецкий убежден, что когда на местном уровне формируется бюджет, когда община отслеживает, куда расходуются деньги, можно быть уверенным: регион будет жизнеспособным.