"НИКТО НЕ ГАВКАЕТ, А Я ГАВКАЮ..."

По моему глубокому убеждению, Римма Георгиевна Венцковская - революционерка. Сама она, конечно, так не думает, полагая, что просто борется с несправедливостью и с отдельными недостатками в сложившейся системе отечественного жилищно-коммунального хозяйства. В действительности же Римма Георгиевна разрушает основы, на коих эта система держится. Системы, благополучно пережившей все реформы последних лет и сохранившейся в неизменном железобетонном виде.

Настырная пенсионерка сумела раздобыть документ, не являющийся, разумеется, секретным, но тщательно оберегаемый работниками жилищно-коммунальной сферы от непосвященных. Непосвященные - это мы с вами, то есть население. Так вот, документ представляет собой калькуляцию затрат на обслуживание жилья. В нем детально разложено, из чего складывается стоимость каждого квадратного метра площади наших квартир. Сколько копеек идет на уборку подъездов, дворов, сколько - на содержание внутридомовых сетей и т. д.
Римма Георгиевна внимательно изучила расчеты и пришла в крайнее возмущение. Выяснилось, например, что оплата услуг по вывозу мусора включена в состав затрат на обслуживание жилья. Почему же данная услуга фигурирует в платежке еще раз - отдельной строкой? Аналогичная ситуация с антенным хозяйством. С пенсионерки каждый месяц драли десятку, тогда как затраты на антенну тоже учтены в калькуляции на то же обслуживание жилья.
Дальше - больше. По 23 копейки с квадратного метра каждый из нас отстегивает на "подготовку к сезонной эксплуатации зданий". Речь идет о штукатурных, малярных, плотницких, кровельных и прочих работах. Кажется: что такое 23 копейки? Мелочь же! Но если перемножить эту мелочь на общую площадь квартир, то выйдет, что с жильцов одного подъезда, скажем, 9-этажного дома взимается ежегодно около 5000 рублей. А теперь попытайтесь припомнить, когда в вашем подъезде в последний раз красили стены и белили потолки. За что, спрашивается, платим?
Лестничную площадку Римма Георгиевна и ее соседи с 1982 года убирают сами. Но все это время с них исправно взимали плату "за уборку лестничной клетки". Лампочки жильцы тоже вкручивают свои собственные, одновременно отчисляя за это деньги жилищникам.
Короче говоря, взяла Римма Георгиевна старые счеты и посчитала, сколько денег она потеряла за последние 15 лет на том, что дважды платила за одну и ту же услугу, и сколько она выложила за услуги, которые ей никто не оказывал вовсе. Получилась сумма в 2750 рублей. Хорошенькая "мелочь"! Так ведь это только с одной квартиры столько перебрали.
Характером Римма Георгиевна обладает вспыльчивым, что в полной мере ощутили на себе работники ПЖРУ. Она часто разговаривает с ними на повышенных тонах и прямо в глаза называет тружеников коммунальной сферы ворами. На что те очень обижаются и обещают посадить пенсионерку в тюрягу - за публичные оскорбления и клевету. Лично мне чувства работников ПЖРУ понятны, но, грешным делом, закрадывается крамольная мысль: а как в быту мы назвали бы людей, которые взяли деньги за работу и потом помахали ручкой, не ударив палец о палец? Или же без смущения потребовали бы дважды заплатить за одну и ту же операцию?
Долго ли, коротко ли, но настойчивость Риммы Георгиевны принесла свои плоды. Из ее платежки исчезла дополнительная строчка насчет обслуживания антенны, с нее также перестали брать деньги за уборку лестничной клетки. Правда, Римма Георгиевна полагает, что с ней просто решили не связываться, а со всех прочих жильцов по-прежнему дерут по полной программе. "Потому что они не гавкают, а я гавкаю", - так прокомментировала ситуацию и свою "программу" революционных действий пенсионерка.
Дальше - больше. "Вредная" дама не смирилась и с потерями, понесенными в предыдущие годы. Она вкатила судебный иск муниципалитету с требованием взыскать в ее пользу те самые 2750 рублей, которые за 15 лет с нее перебрали. И еще 42 765 рублей в качестве компенсации за то, что ее деньгами столь долгое время незаконно пользовались.
Но и это еще не все! В начале нынешнего года из-за отсутствия тепла в квартире заболела мать Риммы Георгиевны. Месяц пролежала в больнице с осложнениями, выписалась, вернулась домой, когда в квартире было всего лишь 10 градусов тепла, и вскоре умерла. И здоровому-то человеку в таком холоде непросто выжить. За перенесенные нравственные страдания Римма Георгиевна по суду требует еще 40 000 рублей. Рассмотрение дела по разным причинам откладывалось уже трижды. Ведь удовлетворение такого иска может разорить не только ПЖРУ.
Впрочем, не сам факт наличия финансовых претензий пенсионерки к жилищникам и даже не сумма этих претензий подрывают устои всей системы коммунального хозяйства. По-настоящему революционный характер носят сами вопросы, поставленные Риммой Георгиевной: кому, сколько и за что мы платим свои деньги? Когда людей, задающих эти вопросы, станет много, система затрещит по швам.
А в том, что их станет много, сомневаться не приходится. Ведь суммы в наших платежках растут, как на дрожжах. Каждый месяц. Рано или поздно любой нормальный человек спросит сам себя: стоп, а за что это я плачу такие деньги и почему меня так дурно обслуживают?
Простая констатация факта: официально провозглашенная политика федеральной власти в данной сфере заключается в перекладывании тягот по содержанию жилья на плечи самих жильцов. Планируется, что через пару лет население будет оплачивать сто процентов себестоимости бытовых услуг. Уже сегодня мы должны покрывать 60 процентов. На этой цифре строятся все бюджетные расчеты. Можно не сомневаться в том, что количество льготников будет неуклонно сокращаться, и в том, что к неплательщикам станут применять все более и более жесткие меры. Уже сейчас в некоторых регионах их выселяют из квартир в принудительном порядке.
Несомненно, правда, и другое: мы тоже начнем считать свои деньги и тоже резко ужесточим требования к качеству оказываемых услуг. Платить работникам жилищно-коммунальной сферы просто за то, что они есть, вряд ли кто захочет. Появятся гораздо шире товарищества жильцов, научимся выговаривать слово "кондоминиум", вернемся к доверительному управлению. К тому самому доверительному управлению, вокруг которого в Омске было сломано столько политических копий в прошлом году и которое означает не что иное, как появление реальной конкуренции на рынке коммунальных услуг. Не случайно в первых рядах борцов с доверительным управлением оказались тогда труженики жилищных контор - они мигом уловили тенденцию и поняли, что легко могут лишиться не очень пыльной работы.
Что же касается Риммы Георгиевны, то хочется пожелать ей (и ей подобным) решительной победы на предстоящем суде. Уверен, революционный опыт пенсионерки будет востребован - рано или поздно мы все пойдем этим путем. Римма Георгиевна говорит, что она не олигарх, чтобы швырять деньги на ветер. Так ведь олигархов среди нас вообще не очень много...