А дело было так. Разъясняя собравшимся генералам и адмиралам суть военной реформы, которую недавно решено было все же начать, Владимир Владимирович заговорил о социальных гарантиях военнослужащим. Как и многое в нашей армии, этот механизм тоже громоздок и экономически неэффективен. С прежних лет унизительно мизерную зарплату офицерам государство пытается компенсировать целым букетом финансово никак не обеспеченных льгот. Вылилось это в форменное безобразие. Скажем, законом разрешили человеку в погонах бесплатный проезд в городском транспорте. Но с какой стати муниципальные власти, на балансе у которых те самые трамваи и автобусы, должны за свой счет возить легальных государевых безбилетников? Лейтенантов и майоров кое-где стали прямо-таки выталкивать с подножек, что, понятное дело, престижу людей воинского звания, да и самой армии, мягко говоря, не способствовало.
Примерно так же обстоит дело со льготами на 50-процентную оплату телефона, подоходным налогом и другими.
Вполне естественно, в руководстве страны возникала идея в ходе реформы обороны сделать, как во всем мире: платить и российским военным в пределах экономических возможностей, но все же столько, чтобы они без проблем и унижений все необходимое могли себе купить сами, в том числе и автобусный билет. Сколько надо денег, чтобы безболезненно отменить льготы? Ответ заложен в законе. Воинская служба признана особым видом государственной службы. Следовательно, и жалованье служивых должно быть равно зарплатам госслужащих. Разрыв тут пока в среднем в 2,8 раза. Естественно, не в пользу армии.
Ясно, что враз восстановить справедливость - никакого бюджета не хватит. Вести войска к высотам материального благополучия придется этапами. Маршрут разработали финансисты Минобороны. Первый этап - повысить с 1 апреля 2001 года оклады по воинским должностям и званиям в 1,2 раза. С 1 октября 2001 года - проделать это еще раз, снова в 1,2 раза. Третий этап - с 1 января 2002 года привести размеры окладов по воинским званиям к размерам надбавок к должностным окладам за квалификационный разряд (классный чин) федеральных государственных служащих. Наконец, четвертый этап этого форсированного марша к офицерскому благоденствию: с 1 июля 2002 года привести размеры окладов по воинским должностям военнослужащих к размерам должностных окладов федеральных госслужащих.
Всего на осуществление такого финансового плана потребуется 6,7 миллиарда рублей в 2001 году и 12,2 миллиарда - в 2002-м. Кроме того, на одновременное повышение пенсий военным пенсионерам необходимо 5,3 миллиарда рублей в 2001 году, а в 2002 году - еще 9,7 миллиарда. При этом учтем, что расчеты сделаны только по Вооруженным силам. Потребность по другим силовым ведомствам выльется примерно в ту же внушительную сумму. Понятно, что изыскать огромные деньги попытаются в значительной степени за счет дополнительных бюджетных доходов, на которые в следующем году надеются и Госдума, и правительство. Как именно - об этом, планируется, пойдет речь на завтрашнем заседании Кабинета министров.
В чем же тогда суть жесткого выговора, который еще в понедельник получил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин от президента? Оказывается, Минфин вознамерился льготы военным отменить, не дожидаясь компенсаций, - уже с 1 января 2001 года. Предполагалось, в частности, одновременно с новогодним звоном курантов вновь ввести отмененный было подоходный налог с и без того бедствующих офицеров. Собранные деньги ведомство Алексея Кудрина собиралось оставлять в регионах на использование и развитие инфраструктуры - транспорта, школ, больниц, детских садов. Без сомнений, эту логичную идею легко поддержали бы многие губернаторы и депутаты Госдумы. Так за чем дело стало?
Внезапно для Минфина выяснилось, что на самом деле никто не знает, на какую сумму в разных регионах льгот у военных. В Москве, к примеру, проезд в автобусе стоит одни деньги, в Торжке - совсем другие. А кто-то служит в тундре, где единственный транспорт - олени...
В Минфине предложили вначале провести эксперимент в некоторых областях. Тогда и услышали от Владимира Путина: "Никаких экспериментов здесь не будет. Над крысами пускай эксперименты проводят". И фраза эта в одночасье стала столь же популярна в Вооруженных силах, как памятное президентское предложение "мочить террористов в сортире".
Итак, экспериментов не будет. А будет что? Подождем завтрашнего заседания правительства. Затем до 10 декабря нынешнего года выработанные предложения лягут на столы членов Совета безопасности России. Алексей Кудрин надеется, что льготы военнослужащим все же будут отменены решением Госдумы со второго квартала 2001 года. То есть - одновременно с первым повышением жалованья.