Молодожены возложили на Поклонной горе цветы к отрубленной голове Змия со свастикой на шее
Дело было в Москве, на знаковом для россиян месте — на Поклонной горе. Очередные молодожены в сопровождении гостей возложили свои свадебные букеты к постаменту и поклонились. Я, наблюдавший за традиционной церемонией через видеокамеру, отпрянул от объектива: молодые и их гости кланялись... отрубленной голове Змия с высунутым языком и свастикой на шее.
Понимая, что объектив несколько искажает пространство, стал наблюдать за всеми, кто подходил в тот момент к Штыку работы Церетели на Поклонной горе. А точнее, к Георгию Победоносцу, отрубающему копьем голову Змию. В данной интерпретации — фашистской гадине. Но... Но постамент столь высок, а отрубленная голова столь низко «пала», что, приблизившись к памятнику на десять метров, уже видишь только высунутый язык со свастикой. И цветы юнармейцы возлагают именно этой мертвой голове. И честь ветераны невольно отдают свастике. И кланяются молодые в благодарность за мир и свое счастье символу фашизма...
Не ерничаю. Снимал процессии с разных точек. Сам подходил к постаменту и поднимал голову: в голубом небе места для Георгия Победоносца и Штыка с названиями освобожденных и защищенных в Великую Отечественную войну советских городов места не осталось. Только отрубленная голова. Ясно, что это не делалось специально. Но давайте, наконец, признаем: скульптором найдено неточное художественное решение, сделан неверный акцент. И люди, с чистыми и добрыми помыслами идущие к победителям, в итоге оказываются один на один с невероятных размеров фашистским чудищем. Кому и поклоняются.
Я подходил к сотрудникам музея, просил обратить внимание руководства на эти несоразмерности, на несуразность ситуации на главном месте воинской славы страны, где должно быть все выверено до мельчайших тонкостей. Они кивали и... все остается на месте. А всего-то и нужно оградить место у постамента, чтобы ограничить доступ к свастике...