Алё, гараж

Вчера водители депутатов Госдумы провели митинг на автобазе компании «СчетСпецТранс», предоставляющей свои авто в пользование Федеральному собранию и ряду федеральных структур. Впрочем, после разговора с руководством компании шоферы вышли на линию. Причиной так и не состоявшегося бунта стала новая система оплаты

300 водителей выступили против планов руководства с 1 января снизить зарплату почти в три раза.

Забастовки как таковой не произошло. Рано утром водители собрались на автобазе на Можайском шоссе и передали руководству компании «СчетСпецТранс» письмо, в котором содержались требования разъяснить новую систему оплаты труда и улучшить условия работы.

Сейчас сотрудникам платят 140 рублей в час, в среднем они наезжают 167 часов в месяц, итого зарплата водителя депутата составляет около 24 тысяч рублей. «Нам предложено подписать договор, где сумма урезается до 50 рублей за час», — заявил один из шоферов.

В компании ГЕМА, дочерним предприятием которой является «СчетСпецТранс», «Труду» сообщили, что снижения зарплаты не планировали. «Изменения в системе оплаты труда будут, они связаны с изменением базовой части зарплаты и премии. Непонятно, почему водители сразу не обратились к нам за разъяснениями», — заявила представитель службы персонала компании Мария Поляткова.

Водителям также приходится самим закупать спецодежду (а это дорогие костюмы), стоять на мойке по полтора часа после смены.

О том, что депутаты могут остаться без автомобилей, сообщил в среду на заседании Госдумы депутат от КПРФ Анатолий Локоть. «Мы все рискуем завтра не попасть на работу!» — заявил коммунист. По его словам, водители собирались провести забастовку рано утром на автобазе «СчетСпецТранса».

Успокоила народных избранников вице-спикер Надежда Герасимова, которая, ссылаясь на руководителя аппарата Госдумы Алексея Сигуткина, заверила, что «все вопросы сняты».

Как заявил глава инициативной группы водителей Анатолий Дракон, все претензии к руководству изложены в письме, переданном работодателю вчера. Помимо прочего, водители отмечают, что у них нет нормальной раздевалки, а их комната оставляет желать лучшего. Кроме того, руководство никак не регулирует франшизу за аварии, которая составляет то 500, то 1000 долларов.

По словам Марии Полятковой, несмотря на угрозы, все автомобили из парка вчера отправились вовремя. «Никто из клиентов нам не пожаловался», — рассказала она «Труду». Руководство компании пообещало в пятидневный срок собрать водителей и уладить конфликт.

Член комитета по регламенту Госдумы Валерий Рашкин пояснил «Труду», что сегодня днем может состояться встреча думцев с представителями «СчетСпецТранса», которая планировалась вчера. На ней стороны обсудят пути выхода из ситуации.

Кто и на чем возит депутатов

Спикера, его замов, глав комитетов и лидеров фракций на работу возят на Mercedes C500, остальные депутаты пользуются оставшимися автомобилями — Audi A6 и Volkswagen Passat. За каждым автомобилем закреплены два-три водителя. График их работы — 14 часов в сутки (с 7–7.30 утра). Устроиться сюда на работу, по словам водителей, работающих и работавших на предприятии, просто — никакого блата нет. Среди них не существует строгой иерархии.

По словам одного из бывших работников «Счет-СпецТранса», когда он только пришел, его посадили за руль Skoda. Спустя полгода он уже водил BMW. Низкая зарплата и непростые условия труда способствуют высокой текучке среди работников. Именно поэтому, говорят водители, сюда на работу берут кого попало — лишь бы были права и опыт вождения. Машины не даются думцам в личное пользование, каждый раз депутаты должны их заказывать. При этом за женщинами, как и за руководством Думы, закреплены авто с определенным номером — об этом договорились несколько лет назад на Совете Госдумы.

Условия неважные

«Я честно сказал своему начальнику, что, как только появится более выгодное предложение, уйду тут же, не раздумывая», — признается Михаил В., который пока работает в компании. «Отношение к сотрудникам было нечеловеческое», — рассказал «Труду» водитель Юрий Глухов, уволившийся из «СчетСпецТранса» год назад.

Когда год назад начались сокращения, всех заставляли писать заявления по собственному желанию. По словам Михаила В., зарплату не то что поднимать не собираются, её снижают. Делают это завуалированно — сейчас вот, например, водителей перевели на почасовую оплату, и в итоге месячный заработок получается меньше, чем раньше. Вечером, говорят водители, депутаты широко пользуются машинами из парка Госдумы. «Мы часто возим их по личным надобностям — и по магазинам, и по больницам», — рассказывает один из них.

Всем несладко

Впрочем, тяжело не только им. Рассказывает личный водитель сотрудника ФСБ Андрей: «Я на посту ежедневно, никогда не отключаю телефон. Начальник может позвонить и ночью, и в выходные». Чтобы поехать куда-либо в субботу или воскресенье, приходится отпрашиваться заранее.

По его словам, босса приходится возить даже в другие города. «Иногда я провожу за рулем целые сутки, потом сплю часа три-четыре — и опять за руль», — говорит Андрей. Зарплата у него — 60 000 рублей плюс деньги на мобильный телефон.

«У них есть хоть какая-то стабильность. А нам приходится крутиться, чтобы заработать», — говорит таксист из Москвы Николай. Случается, что из-за пробок срываются хорошие заказы. К тому же из-за кризиса их количество упало, и сейчас таксисты получают около 30 000 рублей. До этого зарплата могла быть в два раза больше. Вдобавок, говорит Николай, работа таксистов опасна — их могут ограбить и избить.