МИЛИЦИОНЕРЫ ЦЕЛУЮТСЯ НА СЕНЕ

Вчера в Париже, в культурном фонде "Мезон руж" ("Красный дом"), открылась выставка российского cоц-арта, которую министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов назвал "позором для России".

На выставке представлены 300 произведений, из них - более 60 российских художников, около 160 произведений во всех формах современного искусства - картины, скульптуры, инсталляции, видео-арт, фотографии, рисунки.
"Если экспозиция появится во Франции, - предупредил министр накануне, - то это будет тот самый позор России, за который отвечать нам придется уже по полной. Потому что после того, как Святейший Патриарх во Франции говорит о нравственности, о критериях духовности, и первое, что делает Россия, - она показывает порнографию. Одно с другим никак не клеится". Он также отметил, что хотя коллекцию формируют эксперты, но ответственность за нее несет руководство Третьяковской галереи.
Александра Соколова, как несомненного знатока русского соц-арта, больше всего возмутила картина скандально известных художников Вячеслава Мизина и Александра Шабуро - "Целующиеся милиционеры" (другое название - "Эра милосердия"). Но министр зря так волновался. Как сообщил "Труду" председатель фонда Антуан де Гальбер, этот знаменитый фотомонтаж да еще два десятка из двух с половиной сотен анонсированных в Москве произведений он недосчитался, когда пришли грузовики. Тем не менее эпатажные менты все же просочились в Париж - картину можно увидеть на проходящей здесь параллельно с соц-артом в Большом дворце на Елисейских Полях другой выставке современного искусства - "ФИАК". Там ее, а также ряд иных "шедевров" показывает московская галерея Юлия Гельмана. По французской столице ходят слухи, что благодаря шумихе вокруг соц-арта "новые русские шедевры" раскуплены за миллионы долларов, что называется, на корню.
Не оказалось в Париже и "ню" из украинских политиков - Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко, автопортрета Владислава Мамышева-Монро, представившего себя в образе Адольфа Гитлера. А вот другой поцелуй, не менее одиозный, но из-за давности лет политически безопасный, нашел свое место в "Красном доме" - на нем Леонид Брежнев лобызает Эрика Хонеккера на фоне сценки из порнофильма.
- Все это очень здорово и свежо! - сказал мне знакомый коллекционер Ив Перро, которого я встретил у дверей вернисажа.- Вы, русские, превзошли самих себя. Но все-таки обидно, что цензура еще не полностью у вас отменена. Получается, что для иных русских министров "позор", для французов - отдых и наслаждение.
Здесь же, в "Красном доме", с любым готов поспорить директор Третьяковки Валентин Родионов. Он категорически опроверг слухи, что были какие-то указания исключить определенные произведения. "Если бы у нас существовала цензура, - заметил он, - то выставка не была бы показана ни в Москве, ни в Париже. Скандал по поводу исключенных работ был кем-то искусственно раздут".
Вместе с тем директор Третьяковки считает, что есть предел показа каких-то вещей, которые выходят за границы этики и нравственности. "Выставка не может демонстрировать хулиганские произведения. Именно поэтому из состава экспозиции были исключены 17 картин. Это право музея".
К настоящим шедеврам местная публика причисляет скульптурную композицию "Фонтан" Василия Цагалова. На ней изображен киллер с наганом в руке, который... справляет малую нужду на свою жертву. Все это "великолепие" помещено под стекло, судя по всему, с тем, чтобы ему не был нанесен ущерб разгневанными зрителями.
Правда, ажиотаж вокруг "новой Третьяковки" наблюдается пока только в прессе. В первый день на выставку были допущены в основном журналисты глянцевых журналов и скандальных газет, а также критики, художники и галерейщики, то есть народ с этим направлением современного искусства вполне знакомый. "Рядовые" же парижане придут в галерею "Мезон руж" только завтра. У них достаточно прочих забот: городской транспорт, блокированный забастовкой водителей, только в понедельник заработал более или менее нормально. Хотя выставка продлится до 20 января, так что времени у горожан предостаточно, чтобы окунуться в российский соц-арт.